6 Июля 2020
Заслуженный тренер РСФСР Николай Киселев и его коллега тренер Сергей Мочалов специально для сайта ООТФ продолжают рассказывать о трех подходах к периодизации тренировочного процесса. С первой частью материала Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылкеСовременные модели периодизации.
Достижения в традиционных моделях способствовали дальнейшей разработке новых моделей периодизации, в том числе для конкретных видов спорта. Продолжительность каждого периода сезона была и остается вопросом для значительных дебатов. С другой стороны, наблюдается растущий переход от прежних структур не индивидуализированного планирования, к более открытым теориям из-за влияния теории систем и прорывов в биологической адаптации.
• Модель интегратора (Бондарчук А.П.): Объединены периоды развития, обеспечения и восстановления
• Модель Н.П.Р (В.А Каверин и В.Б. Иссурин): накопление, преобразование и реализация - расширенная модель производительности
• Расширенная модель производительности (Бомпа) - прогрессивное обучение для достижения пиковой производительности
• Когнитивная модель (Сейру-ло): важность взаимодействий и факторы таланта спортсменов
• Модель шестинедельной периодизации (Верхейн): специфические футбольные тренировки на развитие физических способностей.
• В группе современных моделей стоит выделить модели тренировочных блоков (Верхошанский). Меньший объем, более интенсивное специальное обучение.
• Модель тактической периодизации (Витор Фред): Оптимизация обучения для достижения максимального прироста производительности во избежание перегрузки.
ИНТЕГРАТОРНАЯ МОДЕЛЬ (БОНДАРЧУК А.П.): Периоды развития, поддержания и восстановления комбинируются. Индивидуальная адаптация под каждого спортсмена с вариациями.
Фазы развития и фазы отдыха
Для Бондарчука (1988). Процесс развития спортивных показателей имеет трехфазный характер. Эти последовательные этапы, а именно развития, поддержания и отдыха, обеспечивают классические этапы обучения, поддержания и потери производительности, в зависимости от модели планирования и характеристик спортсмена.
Индивидуальная адаптация каждого спортсмена «Модель интегратора» содержит набор индивидуальных адаптационных характеристик для каждого спортсмена. Это указывает на то, что адаптация достигается в период от двух до восьми месяцев, в зависимости от возраста спортсмена, тренировочного опыта, а также уровня и характеристик тренировки.
Поддержание развития с периодами восстановления
Инновационный аспект этой модели заключается в том, как периоды развития и поддержания смешиваются вместе с периодами восстановления.
Знание отдельных индивидуальных ответных действий может точно определить этапы соревнований, которые могут быть достигнуты в течение сезона, позволяя достичь более высоких уровней производительности. Адаптация спортсмена достигается посредством параллельного приложения тренировочных нагрузок с различными ориентациями в течении всего макроцикла (полный сезон), принимая во внимание только то, могут ли эти нагрузки вызвать подходящий органический (физиологический) ответ.
Модель А.Т.Р (Каверин В.А. и Иссурин В.Б.): аккумуляция, трансформация и реализация.
РАСШИРЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (BOMPA): прогрессивное обучение для достижения пика производительности
КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ( PAKO SEIRUL-LO): ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Франсиско Сейрул-Ло, профессор Национального института физической культуры и тренер по фитнесу в ФК Барселона более 20 лет, представил эту модель планирования в 1996 году. Название происходит от его теоретической основы - Когнитивизм (конструктивный - устойчивый процесс обучения). Когнитивная модель Сейрул-Ло основана на критике Модели Действий, традиционно используемой в индивидуальных видах спорта и часто переводимой в командные виды спорта.
Когнитивная модель: Тренировочные нагрузки с различными видами упражнений.
Направление тренировочных нагрузок подчиняется условной, координационной и когнитивной тренировочной структуре. Невозможно оптимизировать условные качества независимо от координации и когнитивных навыков, потому что они всегда происходят одновременно во время выполнения какого-либо действия. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ имеет четыре уровня (от общего до специального), независимо от условных, когнитивных или координационных целей и соответствуют реальным потребностям конкурентоспособных спортсменов. Применяется в соответствии со следующими стандартами при проектировании:
.png)
Когнитивная модель: типы микроциклов (неделя).
Основной единицей планирования является микроцикл, так называемый структурированный микроуровень. Тренировочная неделя варьируется в зависимости от целей и этапа сезона. Ниже приведены пять различных типов микроциклов:
ШЕСТИНЕДЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРИОДИЗАЦИИ (VERHEIJEN): поддержание и повышение скорости игры
В 2003 году Рэймонд Верхейен представил свою модель периодизации (Six-Week Periodization Model), которая была специально разработана для удовлетворения требований футбола. Модель основана на цикле из шести недель, который повторяется через равные промежутки времени.
Верхейен утверждает, что в футболе существует определенная иерархия. Во-первых, тренер полагается на доступных игроков. Затем тренер должен сформулировать стиль игровой установки, который подходит этим игрокам, как с тактической, так и с технической точки зрения. В рамках этой футбольной иерархии физическая подготовка играет только вспомогательную роль.
Исходя из этого две основные цели тренировочного процесса:
.png)
.png)
Шестинедельный тренировочный цикл: как упоминалось ранее, основан на шестинедельном цикле, который повторяется через равные промежутки времени, поэтому в предсезонном периоде в идеале должно хватить шести недель.
Когда предсезонная подготовка короче, то подготовительный цикл можно продолжить в сезоне. Точно так же, если невозможно достичь целей физической подготовки на определенной неделе (например, из-за матчей в середине недели), решение состоит в том, чтобы перенести неделю назад в цикле. Например, если невозможно применить третью неделю цикла, вместо этого она будет выполнена через неделю.
Тренировочные эффекты подготовки должны документироваться каждые шесть недель, поэтому необходимо задействовать каждую характеристику футбола в каждом цикле. С этой точки зрения футбольный сезон выстроен вокруг блоков шестинедельных циклов.
Как улучшить футбольный фитнес ( Р.Верхейен): максимизация/поддержание времени восстановления и взрывной силы
МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ БЛОКОВ ( Ю.В.ВЕРХОШАНСКИЙ): меньший объем, более интенсивная специальная подготовка
Еще 1980-х годах концепция, которая появилась в среде известных тренеров, уже
имела отношение к тому, что теперь называется тренировочными блоками. Она не
осмыслялась с научной точки зрения и была открыта для интерпретаций; однако
в ней подразумевалось, что тренировочный блок соответствует тренировочному циклу высококонцентрированных специализированных нагрузок. Такая формулировка согласуется с обычным пониманием блока, как компактного объединения групп элементов для выполнения определенной функции. В дальнейшем Ю.В. Верхошанский развил и конкретизировал методические рекомендации по использованию альтернативной тренировочной системы, которая получила название Концепция блоковой периодизации (КБП).
.png)
Принципиальные различия в тренировочных схемах, базирующихся на классическом подходе и КБИ (В.Б.Иссурин,2007)
Характеристики тренировочной схемы |
Традиционная Модель |
Модель блоковой периодизации |
Доминирующий принцип сочетания тренировочных нагрузок |
Совокупное применение различных тренировочных нагрузок, направленных на развитие многих способностей |
Использование концентрированных нагрузок, направленных на минимум целевых качеств |
Планируемые эффекты тренировки |
Кумулятивные тренировочные эффекты |
Кумулятивные и остаточные тренировочные эффекты |
Временное соотношение в развитии различных целевых качеств |
Преимущественно одновременное |
Преимущественно последовательное |
Основной значимый компонент планирования |
Периоды подготовки: предварительный, соревновательный и переходный |
Этап подготовки, включающий комбинацию трех типов мезоцикловых блоков |
Участие в соревнованиях |
Преимущественно в соревновательном периоде |
Преимущественно в конце каждого этапа |
Общий физиологический механизм |
Адаптация к параллельным тренировочным нагрузкам, направленным на развитие многих целевых качеств |
Наложение остаточных тренировочных эффектов, вызванных нагрузками высокой концентрации, в различных мезоцикловых блоках |
Итак, преимущества концепции блоковой периодизации по сравнению с традиционной схемой следующие:
1) общий объем тренировочных упражнений может быть значительно снижен,
следовательно, уменьшается процент перетренированных спортсменов;
2) мульти пиковая тренировочная схема позволяет и облегчает успешное участие
во многих соревнованиях в течение сезона;
3) контроль может быть более эффективен из-за существенного сокращения количества физических качеств и двигательных навыков, уровень развития которых
должен оцениваться в каждом мезо цикле;
4) диета и программа восстановления могут быть соответствующим образом изменены в соответствии с преобладающим типом тренировки и, наконец,
5) многоэтапный годичный план тренировки создает более благоприятные условия для приобретения спортивных навыков.
В течение многих лет футбольная тренировка и ее планирование характеризовались (и остаются) раздробленным мышлением, что, возможно, объясняется успехом такого подхода в отдельных видах спорта. Основное внимание при планировании уделялось главным образом физическим характеристикам силы, скорости и выносливости. [7]
Многие авторы, такие как Garganta, Maia & Marque, Oliveira, Castelo, и Gaiteiro, спорили в отношении неделимости 4 компонентов, составляющих футбольное представление технический, тактический, физический и психологический. Эта сложность делает футбол многогранным явлением, которое нельзя просто свести к сумме его частей. Является ли защита важнее, чем нападение или наоборот? На этот вопрос нельзя ответить, так как футбол нужно понимать в целом. Как подчеркнул Тамарит, футбол - это тактическая игра, в которой от игроков постоянно требуется принимать решения в ответ на конкретные ситуации. Таким образом, футбол должен рассматриваться как тактическая игра, которая включает в себя физические, технические и умственные аспекты, необходимые для положительных результатов. Это основа, на которой Витор Фред разработал методику обучения, известную как тактическая периодизация, которую мы более подробно рассмотрим в следующем разделе.