25 Июня 2020

Заслуженный тренер РСФСР Николай Киселев и его коллега тренер Сергей Мочалов специально для сайта ООТФ рассказывают о трех подходах к периодизации тренировочного процесса.

«На первый взгляд, действия симфонического оркестра, футбольной команды, научной команды и нации кажутся несопоставимо разными». (Damasio, 2006)

Но действительно ли эти вещи такие разные?
Футбольная команда - это сообщество людей. Команда - это целое, но это целое состоит из отдельных частей, которые имеют разные характеристики. Чем больше мы знаем о деталях, их индивидуальных качества и действиях, тем больше мы будем понимать единое целое. Точно так же, чем больше мы знаем о целом, тем лучше мы понимаем части. Связь между этими терминами позволяет нам понять ограничения и преобразования, которые затрагивают как целое, так и его компоненты (Fortin, 2005).

Мы живем в период беспрецедентной неопределенности. Поиск оптимального решения может быть бесполезным. Важно понимать неопределенности, связанные с процессом обучения и планирования.
 В попытке лучше понимать тематику обсуждения, мы рассмотрим традиционные рамки периодизации, которые характеризуются следующим исходным предположением (J.Kelly 2009):

• Что есть «один лучший путь»
• Планирование отдельно от процесса; другими словами - сначала вы планируете, затем выполняете
• Планирование сверху вниз - тренер говорит, а спортсмен делает
• Разделение программы на отдельные тренировочные блоки выгодно
• Существуют универсальные временные рамки для выявления и сохранения конкретных систем адаптации физической подготовки
• Различные аспекты физической подготовки лучше всего разрабатываются в последовательной иерархии (например, сила перед выносливостью, выносливость перед скоростью)
• Прогресс является предсказуемым и следует заданному шаблону
• Можно заранее точно спланировать будущие схемы тренировок и нагрузки
• Эмпирическое описание тренировочных нагрузок является точным и адекватным средством количественной оценки стресса, вызванного тренировкой и последующей адаптацией
• Желательно соблюдение заранее запланированной схемы нагрузки.

Научные исследования предлагают набор принципов, концепций и методологических инструментов, которые могут обеспечить значительный прогресс в изучении и понимании футбола как комплексной системы.
Во всех попытках упростить комплексный подход, спортивная и тренировочная методология попадала под «аналитическое» мышление. Процессы, следовательно, пострадали от разделения их различных измерений (физического, технического, тактического и психологического). В случае с футболом игра была проигнорирована путем выделения ее различных фаз (атака, защита, переходные фазы) без учета принципа «непрерывной целостности», выдвинутого V.Frade (1990). При анализе исторических методологий обучения для командных видов спорта Филипп Мартинс (2003) определил три основных направления:

1. Аналитический тренд
2. Интегрированный тренд
3. Тактическая периодизация

Аналитический подход

Акцент на физической подготовке для достижения «пиковой производительности» во время соревнований.
► Эта тенденция пришла из Восточной Европы и характеризовалась разделением сезона на периоды.
► Предназначена для достижения «пиковых результатов» на определенных крупных соревнованиях.
► Приоритет - физическая подготовка, сосредоточенная на общей подготовке, которая не связана с системой игры (модель игры).
► Процесс основан на изолированных составляющих игры (физической, технической, тактической, психологической подготовки).
► Связь обучения с игрой через аналитические подходы, где процесс принятия решений в игре играет второстепенную роль.

 Л.П. Матвеев первоначально разработал эту теорию для индивидуальных видов спорта, а затем перевел ее на командные виды спорта. Со временем к этой теории были отнесены различные спортивные достижения, поэтому система тренировок, отстаиваемая Матвеевым, была взята в качестве модели для процессов спортивной подготовки во всем мире. По мнению Матвеева (1981), спортивная тренировка включает в себя несколько компонентов (физическая, техническая, тактическая, морально-волевая и теоретическая подготовки), причем концепция производительности тесно связана с набором адаптивных биологических изменений, происходящих в организме (функциональная форма и структура организма). Легко увидеть влияние редукционистских концепций (упрощающих сложную идею путем выделения и анализа простейших механизмов), когда жесткие реальности трансформируются в основные факторы. Эти факторы сначала тренируются отдельно, а затем применяются в комбинации во время соревнований. Тактико-технические факторы обучаются изолированно (аналитический подход), рассматривая их индивидуальное развитие, чтобы способствовать «ожидаемому» улучшению коллективной работы.
Традиционная аналитическая тренировка, есть интегрированная система тренировок, которая выполняется с мячом, но где фундаментальные проблемы не сильно отличаются от традиционного обучения.

Интегрированный тренд. Комплексная тренировка, специфичная для вида спорта

► Появился как реакция на аналитический подход. Физические, технические и тактические аспекты развиваются вместе (комплексно).
► Большее сходство с требованиями соревновательной деятельности, придаётся большее значение игре и ее специфике.
► Тем не менее, уровень специфики связан только с видом спорта, без акцента на определённый стиль игры (модель игры).

В противоположность аналитическому подходу, появилась тенденция под названием интегрированное обучение. В данном подходе физические, технические и тактические аспекты тренируются совместно. Этот подход стремился к большему сходству с требованиями соревнований, придавая большее значение игре и ее специфике (Мартинс , 2003 г.).
Однако даже так называемый «Интегрированный тренд» не учитывает среду и специфические характеристики всех игровых элементов. Его уровень специфики относится только к спорту, а не к определенному стилю и модели игры.
Как подчеркивает (Оливейра 2004 г.), интегрированное обучение не использует тактическое измерение, чтобы выстраивать весь тренировочный процесс, поэтому игровая модель не используется в качестве ориентира. «Интегрированный» подход, следовательно, менее специфичен, чем тактическая периодизация, поскольку решения, принимаемые игроками в разное время, не регулируются и не координируются общим тактическим языком (модель игры).

Тактическая периодизация (модель игры)

В современной Португалии и Испании предложили новый подход к обучению футболу, известный как «Тактическая периодизация»:
► Модель игры и ее принципы определяют процесс построения тренировочных занятий.
► Обучение игре строится через специальные тренировки, которые включают в себя все тактические принципы игры, разработанные тренером.

Наряду с изменением требований к футболу произошел разрыв с предыдущими концепциями и методиками обучения. Возможно, самое большое изменение произошло в Португалии и Испании. Традиционные модели периодизации, разработанные Л.П. Матвеевым в 60-х и 70-х годах, были переосмыслены некоторыми теоретиками. Витора Фреда часто называют главным двигателем этой концептуальной трансформации, потому что он предложил новый подход к тренировкам в футболе, известный как «Тактическая периодизация».
«Тактика понимается как четко определенный набор принципов игры, для атаки, обороны и переходов, которые соответствуют идеализированному способу игры, проецируемому тренером. Конечной целью будет «создание порядка из хаоса» (V.Frade, 2003 г.)
«Выражение игры – тактическое понимание, как мы хотим играть и как мы играем. Это позволяет создать операционную модель игры, которая представляет собой причинный элемент будущего», - согласно Фреду (2004 г.). Модель игры и ее принципы, следовательно, определяют процесс. Тактическая периодизация предполагает, что тренировка должна «ориентировать игру через специальные тренировки, которые включают все игровые принципы, разработанные тренером. Как указывает Гомес (2006 г.), специфика практик должна не только охватывать структурную конфигурацию и функциональные тренировки - тренер должен также направить внимание игроков на те действия, которые он хочет разработать. Поэтому тактическая периодизация утверждает, что специфичность должна быть выделена не только построением тренировочного процесса, но и вмешательством тренера. Фред (1998 г.) утверждает: «Игра - это постоянное явление и ее конструкция создается привычками, которым мы не можем научить, но которые приобретаются в результате действий».

Виды моделей периодизации и их методологическое обоснование с точки зрения авторов.
Повышение потенциальной производительности спортсмена или команды возможно только посредством правильного применения методов и распределения тренировочной нагрузки. Они должны быть включены в модель периодизации, которая сочетает в себе вклад различных областей знаний, таких как прикладные виды спорта и мнения признанных теоретиков спортивной подготовки. Эти систематические планы определяются различными факторами, такими как конкретный вид спорта, уровень соревнования, функциональное состояние спортсмена, календарь и т.д.
Модель периодизации - это теоретический план сложной реальной системы. Он создан для облегчения подхода, будь то с теоретической или практической точки зрения (Manso et al., 1996).
В командных видах спорта эта тема в значительной степени игнорировалась (Woodman, Pyke 1991). Исследования, как правило, акцентировали внимание на подготовке физических компонентов в макроцикле (Jenkins, 1995; Stapff, 1996). Поэтому мы видим явный конфликт между требованиями футбола, такими как тактическое измерение, и еженедельные соревнования с предлагаемыми моделями. В связи с этим, игрокам нужно соревноваться с максимальной производительностью каждые выходные или дважды в неделю, а иногда даже каждые несколько дней (Row Bottom, 2001).
Доусон (1996) также указывает на одну из основных проблем в футболе, которая заключается в необходимости достигать мини-пиков производительности каждые выходные. Это означает необходимость сочетать восстановление после тренировки, тренировку и подготовку к игре всего за 2-6 дней между играми.
Тем не менее, научное сообщество не уверено в том, какая из различных моделей дает веские научные аргументы в пользу развития игры. С точки зрения «искусства игры». По мнению многих футбольных учёных, это означает, что текущие модели следует пересмотреть, чтобы уделить особое внимание тактической составляющей.
На протяжении всей истории спорта. В ходе обучения были разработаны и применены различные модели периодизации, которые развивались и модифицировались в соответствии с совокупностью имеющихся на тот момент знаний. Имея методологический аспект в качестве основных критериев, можно определить три этапа в историческом развитии моделей периодизации (J.Bordonau, J.Villanueva, 2018):

• 1-й этап: от истоков до 1950 года: начало систематизации обучения.
• 2-й этап: с 1950 по 1970 годы, когда были рассмотрены так называемые классические модели и появились новые модели.
• 3-й этап: С 1970 года по настоящее время, когда произошла великая революция в такого рода знаниях.

В соответствии с этим историческим развитием. В различных источниках была предложена следующая классификация видов периодизации:
- Предшественники моделей периодизации
- Традиционные модели периодизации
- Современные модели периодизации
Внутри каждой группы выделяются те, которые больше всего повлияли на периодизацию футбольных тренировок.

Предшественники моделей периодизации

Гомес (2001 г.) перечисляет некоторых исследователей, таких как Краевки (1902 г.), Таусмева (1902 г.), Ольшаник (1905 г.), Скотар (1906 г.) и Мёрфи (1913 г.) - кто внес вклад в концепцию спортивной периодизации. Мерфи и Котов (1900-1920 г.) разделили содержание тренировок на фазы, чтобы улучшить физическую форму спортсменов (Fox. 2002). Котов (1916 г.) инициировал концепцию тренировки, разделенную на три уровня: общая, подготовительная и специальная подготовка (Смит, 1998; Лопес, 2000; Гомес, 2002). В 1922 году Гориневский написал первую книгу на эту тему под названием «Основы спортивной подготовки».
Пихкала предложил в 1930 году - ежемесячные и ежегодные тренировочные нагрузки должны иметь волновой характер, попеременную работу и восстановление. Он также подчеркнул, что тренировочная нагрузка должна быть уменьшена с точки зрения объема, но увеличена с точки зрения интенсивности (Гомес. 2002 г.). Во время длительных периодов обучения, специальная тренировка должна быть введена после развития общей физической подготовки (Лопес, 2000 г.; Гомес, 2002 г.).
Грантун (1939 г.) предложил классифицировать содержание и общие принципы обучения , сохранив связь между специализацией и общей подготовкой (Гомес, 2002 г). Он продолжил разделение сезона на циклы (подготовительный, соревновательный и переходный период), при этом продолжительность и цели этих циклов определялись характеристиками вида спорта (Сильва, 1998 г.).
В 1950 году Летунов С.П. раскритиковал модели планирования, особенно отсутствие физиологических оснований и индивидуализации в процессах. В своем предложении он включил знания о биологической адаптации к тренировочным моделям и разделил сезон на периоды общей и специальной подготовки, соревновательный период и еще один период для повышения уровня физической подготовки.
Далее мы рассмотрим основные модели традиционных и современных периодизаций (J.Bordonau, J.Villanueva, 2018), а также подробнее осветим основные аспекты модели тактической периодизации.
        
 Традиционные модели периодизации

Модель Л.П. Матвеева: «Отец периодизации современной спортивной подготовки»



«Модель маятника» (Аросьев Д.А.): ритмичная разнообразная тренировка для поддержания уровней производительности




Модель высокой тренировочной нагрузки (tschiene): продолжительная тренировка высокой интенсивности

Стремясь поддерживать высокий уровень производительности в течение всего сезона, P. Tschiene разработал «Модель высоких тренировочных нагрузок». Эта модель сохраняет объем тренировок и интенсивность на протяжении всего сезона. Эта модель основана на строгом контроле функциональных возможностей спортсмена для достижения ожидаемого уровня производительности в соревновательных матчах. На протяжении всего обучения, основное внимание уделяется поиску моделей исполнения, которые можно адаптировать к самой игре, используя специализированное оборудование.

Предполагается, что периодизация является оптимальным методом спортивной тренировки, когда она направлена ​​на повышение эффективности команды благодаря организационному и структурному характеру ее подхода. Кили (2012) заявляет, что периодизация дает такие преимущества, как обеспечение идеализированных тренировочных структур, временных рамок для развития спортсменов и, следовательно, развитие и сохранение общей адаптации к фитнесу. Тем не менее, в командных видах спорта, таких как футбол, может быть сложно из-за различных целей тренировки, объема тренировок и количества тренировок, а также продолжительного сезона соревнований - применительно к дополнительным матчам (Gamble, 2006). В следующих статьях мы рассмотрим развитие моделей периодизаций, их дальнейший прогресс и выстраивание систем подготовки…


chevron_leftВозврат к списку