5 Октября 2024
Эксклюзивное интервью журнала «Футбол: трибуна тренера» с одним из сильнейших отечественных тренеров Александром Тархановым, который отметил в сентябре 70-летний юбилей.
- Увлекся детским футболом, - признался Тарханов, подтверждая согласие на интервью. – Полностью погрузился в тему. Получаю от работы с юными футболистами не только большое удовольствие, но и большую пользу. Надеюсь, это взаимно.
Главная тема беседы с юбиляром нарисовалась, таким образом, сама собой. Тем более что детский футбол – тот же взрослый, только лет через 10.
***
- Совсем не удивлен вашим «хобби». Давно известно: Тарханов лучше всех умеет увидеть и раскрыть талантливого игрока.
- Насчет «лучше всех» горячиться давайте не будем, но правда в том, что поднимать молодых ребят на новый уровень мне всегда очень нравилось. Во всех командах, лигах и странах без исключений. И да – неплохо получалось.
На недавнем матче ветеранов «Зенита» и ЦСКА говорим с Сережей Семаком, он спрашивает: «Как же вы отважились, Александр Федорович, разменять в 1994-м ветеранов на нас, мальчишек?» – «Видел потенциал, - отвечаю. - Это во-вторых. А во-первых, вы в свои 18-19 уже были в порядке. Не только играть могли, но и выигрывать».
Тогда, в середине 90-х, в ЦСКА расцветала действительно прекрасная молодежь: Семак, Радимов, Хохлов, Файзулин, Шуков. Чуть постарше ребята – Мамчур, Машкарин, Новосадов, Минько, Бушманов, Гришин. По нынешним инфантильным стандартам – детский сад.
- Ставка на «детский сад» в такой конкурентной лиге, как российская «вышка», - ва-банк.
- В этом плане я никогда не боялся ответственности, потому что был уверен в тех, на кого ставил. Анюков заиграл в основе «Крыльев Советов» в 18 лет, Бобер – в 19, Виноградов – в 20, Каряка раскрылся в 21. 38-летний Александр Генрихович Бородюк в прямом смысле в отцы им годился. Учил молодых футболу и жизни на пару с Мирджалолом Касымовым.
- А сейчас 19-летний Батраков со своим «не по годам зрелым футболом» – в статусе сенсации.
- Такого отношения к талантливым, перспективным молодым футболистам быть не должно, потому что 19 – уже вполне «рабочий» возраст. Но не будет его только в одном случае: если талантливые и перспективные станут нормой, а не исключением.
Почему в старые добрые времена до 30 лет на высшем уровне далеко не каждый доигрывал? Не очень-то режимили, травмы кустарно лечили? И это тоже, но главная причина в том, что каждый год на горизонте – новая плеяда. Не один-два молодых поджимают основу, а целый выводок. И ты в свои 30 начинаешь вдруг понимать, что старость не за горами. Что пора, похоже, интересоваться, где дорога с базара.
В финале чемпионата мира среди молодежи 1979 года сборная СССР проиграла Аргентине во главе с Марадоной. Почти все наши сборники были игроками основных составов команд высшей лиги – киевского «Динамо», минского и московского, «Шахтера», «Спартака», «Кайрата», «Нефтчи», «Арарата». А конкуренция в лиге, повторяю, была такая, что сегодняшним юниорам и не приснится.
--------------------------------------
Александр Тарханов. Родился 6 сентября 1954 года в Казахстане
Карьера игрока:
1972-1973 – «Автомобилист» Красноярск
1974-1975 – СКА Хабаровск
1976-1984 – ЦСКА Москва
1985 – СКА Одесса
1986-1987 – СКА Ростов-на-Дону
В чемпионатах СССР (высшая лига) сыграл 249 матчей, забил 59 голов. На протяжении четырех сезонов был капитаном ЦСКА.
В составе сборной СССР (1976-1983) – 6 матчей. Принимал участие в отборочном цикле чемпионата мира-1982, однако в заявку на финальный турнир не попал. Защищал цвета сборной в ряде встреч квалификации Евро-1984, но команде не удалось завоевать путевку во Францию.
Мастер спорта (1978).
Карьера тренера:
1989 - «Котайк» Абовян (консультант)
1990 – СКА Одесса
1991 - «Терек» Грозный
1991-1992 - «Пахтакор» Ташкент
1992-1994 - «Спартак» Москва (тренер)
1994-1996 - ЦСКА Москва
1996 - ЦСКА Москва (президент)
1997-1998 - «Торпедо» Москва
1999-2003 - «Крылья Советов» Самара
2004 - «Сатурн» Раменское (старший тренер)
2004-2005 - «Сатурн» Раменское
2005-2006 - «Терек» Грозный
2006 - «Ника» Москва (спортивный директор)
2006-2007 - «Ветра» Вильнюс, Литва
2007 - «Крылья Советов» Самара
2008 - «Кубань» Краснодар
2010 - «Химки» Химки
2010-2011 - «Крыльев Советов» Самара
2012-2013 - «Химки» Химки
2013-2015 - «Урал» Екатеринбург
2015 - «Урал» Екатеринбург (советник президента)
2015-2016 - «Славия» София, Болгария
2016-2018 – «Урал» Екатеринбург
2018-2019 – «Урал» Екатеринбург (советник президента)
2019 – «Пюник» Ереван, Армения
2019-2020 – «Пюник» Ереван, Армения (вице-президент)
2020 – «Енисей» Красноярск
2020-2021 – «Славия» София, Болгария
2021 – «Пюник» Ереван, Армения (вице-президент)
Высшие достижения в чемпионатах России: 5-е места с ЦСКА (1996) и «Крыльями Советов» (2001 и 2002). Финалист Кубка России (2016/17). Серебряный призер чемпионата Армении (2018/19).
Заслуженный тренер России (1991).
---------------------
- Чего далеко ходить, когда перед глазами испанский вундеркинд Ямаль.
- Ямаль действительно вундеркинд, штучный товар. Но в целом его пример подтверждает мое профессиональное убеждение: 17-18-летний футболист, отвечающий требованиям игры и тренировки, - полноценная боевая единица. В него нужно верить, ему нужно доверять. Но в профессиональном футболе с тренера идет спрос прежде всего за результат, а не за подготовку резерва. Согласно этим приоритетам большинство коллег и работают. Понять их несложно.
Плохо, что в детском футболе, которому я сейчас посвящаю почти все свое время и внимание, тоже доминируют очки и места. Поэтому игроки появляются у нас в виде исключения, тогда как бойцов – хоть отбавляй.
Смотришь, скажем, испанский чемпионат. Пусть даже играют команды из нижней половины таблицы, какие-нибудь «Хетафе» с «Леганесом», - но они именно играют. Любо-дорого! Технически футболисты в порядке, решения принимают мгновенно. Много дриблинга, обостряющих передач, ударов. Сюжеты меняются как в калейдоскопе.
Не все и не у всех получается, конечно, но желание творить, выдумывать и пробовать – numero uno в списке задач. Их так научили. Они с детства знают, что футбол – лучшая в мире игра, а не жестокая борьба за место в таблице.
И нам нужно как можно быстрее прийти к этой точке роста. Много лет об этом говорим, всем как бы понятно, что нельзя нагружать детей турнирными сверхзадачами непонятно во имя чего, - но мало что меняется. В детско-юношеском футболе по-прежнему доминируют таблицы, графики, отчеты и спрос «сверху». То, чего быть не должно.
- Вы прекрасно знаете реалии. Разве можно обойтись без этой бухгалтерии?
- Нужна всего лишь политическая воля, остальное у нас есть. Офис «Объединения отечественных тренеров» украшает прекрасная фотогалерея. Смотришь – дух захватывает: какие же выдающиеся люди творили в нашем футболе! Иных уж нет, но осталось их богатейшее наследие, которым до сих пользуется футбольный мир.
А многие мэтры – вот они, рядом. Но их знания и опыт не востребованы в полной мере, к сожалению. Олег Романцев, Юрий Семин, Валерий Газзаев, Борис Игнатьев, Гаджи Гаджиев – это только начало списка. Пригласите их к сотрудничеству, попросите рассказать, показать, научить. Придут и научат. Ничего выдумывать не нужно!
- Это всю систему нужно ломать…
- Правильно. Только не ломать, а перестраивать, - как немцы ее у себя перестроили на рубеже веков, потому что сочли недостаточно продуктивной. После серии болезненных провалов Германия запустила федеральную программу по поиску и воспитанию талантов, поддержанную на государственном уровне, - и так рванула вверх по качеству, что поди догони. Теперь все берут с немцев пример. В том числе и мы что-то пытаемся копировать.
А я напомню, что мозгом и мотором программы наряду с великим Францем Беккенбауэром был спортивный директор Немецкого футбольного союза Маттиас Заммер – чемпион Европы и обладатель «Золотого мяча» 1996 года. Воспитанник восточногерманской футбольной школы, которая работала во многом по советским учебникам и организационным стандартам.
Если внимательно присмотреться, поймем: Заммер, внедряя прогрессивную программу развития, ничего не забыл.
***
- Слышали про датскую систему, по правилам которой в матчах команд до 13 лет даже счет не ведется?
- Одним из ее авторов был Каспер Хьюлманд, бывший главный тренер сборной Дании, которая считается одной из самых стильных и перспективных команд Европы. Десятки датских футболистов, воспитанных по системе Хьюлманда, выступают сейчас за европейские топ-клубы. А за этим поколением уже поднимаются новые.
Что характерно, там нет застывших на годы форм: приняли программу – и давай по ней работать без оглядки. Ничего похожего! Все эти немцы, датчане, британцы, испанцы – они постоянно придумывают что-то новое. Главное – эффективность. И я задаюсь простым вопросом: они разве из другого теста сделаны? Почему они могут, а мы годами топчемся на месте, хотя возможностей, ресурсов, знаний и опыта – на всех хватит?
- А тренеров?
- Давайте возьмем шире – специалистов, профессионалов. Тут – да, дефицит, причем искусственно созданный. Такой филигранной работой, как подготовка резерва, должны заниматься профессионалы. В российском футболе менеджеров, управленцев с высшим специальным образованием, в последние годы стало очень много. А профессионалов, которые прошли в футболе большой путь и знают его «от» и «до», днем с огнем не сыщешь.
Тренеров это тоже в некотором смысле касается. В детский футбол сейчас массово приходят тренеры, которые играть толком не играли, зато хорошо учились. Они действительно любят футбол, знают историю и матчасть, владеют продвинутыми технологиями – но показать не могут. А тренер на показе должен быть в порядке. Особенно детский.
Читал как-то интервью нашего выдающего баскетболиста Сергея Белова, олимпийского чемпиона-1972, который после игроцкой карьеры, в середине 90-х, занимал пост президента Федерации баскетбола России. «Знаете, почему в Сербии баскетбол такой мощный? – говорит Сергей Александрович. – Потому что в детские тренеры – жесточайший отбор через показ. Нужно пройти тестирование, и первый тест – каков ты на показе. Если не справился, остальное значения не имеет».
Я минувшим летом много времени провел в Сочи, куда приезжали разные академии, включая практически все московские. Смотрел, как работают тренеры, - немного, к сожалению, таких, кто может правильно показать. Зато говорят они здорово.
Лобановский в своем последнем интервью сказал: «Компьютер – отличная штука, но в футбол он играть не умеет». Это было в 2002 году.
- Валерий Васильевич – в самую точку, как всегда.
- Тут надо глубже смотреть. Понятно, что тренер, не игравший в футбол профессионально, оценивает его несколько поверхностно, скажем так. В том числе в плане селекции на ранних этапах развития.
Вот пример все того же Батракова. Роман Шаронов, который занимался в «Локомотиве» 2005-м годом, рассказывал: по физическим данным Леша всегда был аутсайдером, зато голова – светлая. Благо в клубной академии работают люди квалифицированные, понимающие суть и смысл игры в футбол. Вот и результат: восходящая звезда, на которую при определенных условиях вполне могли не обратить внимания.
В Сочи я очень много матчей видел, не сосчитать сколько. На иные академии смотришь – в основном ребята все крепкие, рослые, чистые гвардейцы. Но видно, что играть они, к сожалению, не будут. Максимум – бороться. А игру, если присмотреться, делают малыши.
Пример из этого же ряда – Саша Анюков. Мне тренеры юношеской команды «Крыльев Советов» однажды говорят: «Александр Федорович, у нас три парня хороших есть, которых мы готовы рекомендовать в главную команду. Посмотрите?». Пришел, посмотрел. «Кого возьмете?» - спрашивают. - «Из этих – никого, - отвечаю. - В-о-о-он того беленького завтра присылайте». – «Да он совсем слабый, «физику» не тянет!» – «Вам он нужен?» – «Нет». – «Забираю».
Сашка потом говорил, что вообще не понял, почему его подняли в основной состав: «Я ничем не выделялся. В лучшую сторону – ничем».
А сейчас про селекцию с кем ни говоришь, все жалуются: последнюю роль в этом процессе играет тренер. Футболистов подбирает менеджмент, а спрос за результат идет с тренерского штаба. Как такое возможно в правильно устроенном хозяйстве? Каждый должен заниматься своим делом.
***
- Эти тренеры, которые так себе на показе, - они же не с улицы в футбол приходят. У них есть допуск, есть лицензия.
- Лицензию не так сложно получить, поверьте. Плати деньги, а лицензия будет – хоть С, хоть Pro. Не слышал, чтобы кто-то из слушателей Академии тренерского мастерства остался без лицензии, потому что не вывез по знаниям. Это вам не ВШТ советских времен, где такая система обучения была, - не забалуешь.
- Разве мало у нас футболистов, которые только-только закончили карьеру и ищут себя?
- Именно об этом и говорю. Их надо массово привлекать к работе с детьми. Массово и системно, потоком, пока не остыли еще от своих карьер. Обеспечивать им достойные условия и перспективы роста, поддерживать интерес к работе. Это важнейшая, ключевая часть программы, которую могли бы создать и реализовать профессиональные футбольные люди.
На том же матче легенд «Зенита» и ЦСКА общался с Игорем Семшовым. Человек такую жизнь прожил в футболе! «Даже, - говорит, - в академии не берут. Во вторую лигу попасть невозможно». Почему? Потому что в технологиях он разбирается хуже, чем в игре.
***
- Скоро три года, как футбольная Россия живет в режиме изоляции. Из хорошего: уменьшились «поставки» в РПЛ разномастных легионеров – соответственно, вырос приток российской молодежи. Формула, выходит, простая: есть доверие – есть результат.
- Все так. Молодых надо не только видеть, но, увидев, им доверять. Средних, чтобы не сказать жестче, иностранцев в РПЛ стало действительно меньше, и это здорово. В моем понимании легионер – игрок основного состава, один из лидеров команды. Если уж брать – только на такие роли. И фактор адаптации я не принимаю как существенный: у классного футболиста адаптация проходит естественно и незаметно. Он должен играть сразу, с листа, - как Гонду в «Зените» или как Барко в «Спартаке», если говорить о свежих примерах.
Очень правильным курсом двигается сейчас «Локомотив». За эту команду хочется болеть: погоду там делают наши парни, россияне, и эта погода ничуть не хуже, скажем, зенитовской, где главные роли отданы бразильцам. А в XX веке, если кто забыл, за наши команды вообще играли исключительно наши футболисты. И ничего, неплохо выглядели. Никого в этом мире не боялись! Олимпиаду выигрывали, чемпионат Европы, Кубок кубков. Добирались до полуфинала чемпионата мира, проходили без потерь группу Лиги чемпионов…
Почему? Далеко не в последнюю очередь – потому что футболом на всех уровнях занимались тогда профессионалы.
- Ограничительные барьеры для иностранных игроков и тренеров, с вашей точки зрения, - во благо?
- Конечно. Мы должны уважать себя и защищать свои интересы. Это настолько очевидно, что нет нужды приводить аргументы. Если берем игрока из-за границы – он должен быть звездой; хорошо, в нашем случае в силу понятных причин – «полузвездой». Если берем тренера – такого, за которым опыт, авторитет, титулы.
В Англии, насколько известно, уровень легионеров отслеживает и контролирует Министерство труда, а не АПЛ или Футбольная ассоциация. То есть государство. Критерии допуска – жесткие, качество футбола в лиге – топ. Что здесь курица, а что яйцо, как считаете?
***
- При всей вовлеченности в детско-юношеский футбол – позвонит вам завтра условный Иванов Григорий Викторович из условного «Урала» и скажет: «Возвращайся-ка, Александр Федорович. Ждем!». Что ответите?
- Отвечу, что готов, и поеду работать в условный Екатеринбург. Есть система, есть идеи, есть желание сделать очередную стилевую команду. Прежде всего в техническом плане. В ВШТ я защитил диплом на тему «Влияние технико-тактических упражнений на стиль игры» - и все мои команды были стилевыми. Те, кто стоял, казалось, 100 процентов на вылет, – они тоже были на стиле.
- Диплом, получается, был написан не зря.
- С тех пор прошла тысяча лет, многое в футболе изменилось и продолжает меняться – но ведь и мы на месте не стоим…
Источник: журнал ООТФ «Футбол: трибуна тренера» (№5 за 2024 год)