21 Ноября 2024
Чемпионат России прервался для того, чтобы сборная разгромила Бруней и Сирию. Но уже в ближайшие дни «Краснодар», «Зенит» «Локомотив», «Динамо», ЦСКА и «Спартак» продолжат сражение за золото. Перед стартом второго круга РПЛ Валерий Газзаев дал большое интервью «КП», где:
Рассказал, как относится к Дзюбе и почему отказывается понять Глушенкова
Назвал любимых комментаторов
Объяснил, в чем проблемы ЦСКА, «Спартака» и «Динамо»
Намекнул, почему не идут дела у Захаряна в Испании
Вступился за Семака
Высказался о Галицком и Дегтяреве
«Увидел обиду Дзюбы к тем тренерам, что выводили его из состава. Это нормально для игрока»
— Событие последних дней в российском футболе — рекордная победа сборной России над Брунеем 11:0 и разгром Сирии. Как относиться к этим матчам?
— В любом случае наша сборная должна существовать. Когда весь наш спорт находится в изоляции, Российскому футбольному союзу очень сложно находить серьезных спарринг-партнеров. И приходится договариваться с Брунеем, с Сирией. Говорить о каких-то красивых комбинациях, о том, как наша сборная красиво играет нет никакого смысла. Провели хорошие тренировки.
— Кто-то показал себя на них. А Федор Чалов, кажется, разочаровал.
— Я не удивлен. Он не очень убедительно сегодня играет и у себя в клубе Греции. Видно, что неуверенность какая-то появилась. Конечно, в ЦСКА он выглядел гораздо увереннее и лучше.
— Может, надо возвращаться?
— Это только ему решать.
— Перед матчами с Брунеем и Сирией развернулась дискуссия, а не вернуть ли хотя бы на одну игру Артема Дзюбу? Чтобы он забил тот самый гол, который сделает его лучшим бомбардиром в истории сборной России.
— Я абсолютно согласен. Я думаю, что он Брунею, как минимум, два-три мяча бы забил. Дзюба сделал много для российского футбола. Я считаю, что главный тренер должен был и обязан был пойти ему навстречу.
— Но вы читали последнее интервью Дзюбы?
— Нет, не читал. Я знаю, там очень острое интервью, видел цитаты. И увидел там обиду Артема к тем тренерам, что выводили его из состава.
— Как вы на все это смотрели?
— Глазами тренера. Дело не в Семаке, не в Галактионове или Карпине. Когда игрок, особенно возрастной, не вписывается в тактические схемы и выпадает из состава, то ему всегда сложно это принять. Здесь важно вовремя уйти, чтобы потом люди вспоминали о тебе только хорошее и говорили, что ты выдающийся футболист. И я, безусловно, на стороне тренеров. Потому что только они отвечают за результат, за развитие команды, за качество. Если они уже не видели Дзюбу в стартовом составе, то им надо было принимать решение. Ведь Артем человек достаточно авторитетный, сидеть на скамейке ему негоже. Но со стороны игрока обида здесь – это нормальное явление.
— В вашей тренерской карьере бывали такие случаи, когда к вам приходили игроки с такой обидой?
— Ко мне не приходили. Просто я видел, когда игрок уже больше не приносит пользы, то от такого игрока надо освобождаться. Или когда игрок больше приносит негатива, чем позитива, от него тоже надо избавляться. Это касается не только возрастных футболистов. В моей карьере были такие случаи. Не буду называть фамилию, но это был великолепный игрок по футбольным качествам. Но он больше приносил вреда, чем пользы, и от него надо было освобождаться.
«Работа комментатора – это большое искусство актера. А оценивать игроков должны тренеры»
— Еще одна история вокруг сборной — отсутствие Глушенкова в ней. Он говорит, что его матч с условным Вьетнамом не мотивирует и ему интереснее потренироваться с «Зенитом», чем играть в национальной команде. Как относится к таким заявлениям?
— Я считаю, что любой вызов в национальную сборную большая – честь для любого спортсмена. У меня в ЦСКА бразильцы работали — Вагнер, Карвальо и т.д. И когда они тренировались, у них на руках были браслеты-резиночки с бразильским флагом. Я однажды подошел и спросил: «Почему вы это надеваете?» – «Потому что мы хотим играть в национальной сборной. Для нас это самое большое счастье в нашей жизни! И готовы играть без денег, без всего, чтобы приносить пользу нашему народу». Так что мне слова Глушенкова непонятны.
— Еще одна тема последних дней. Валерий Карпин раскритиковал телекомментаторов. А как вы относитесь к ним? Вы выключаете звук, когда смотрите трансляцию?
— Работа комментатора – это большое искусство актера. Они должны на протяжении двух часов удерживать внимание, восхищаться комбинациями, забитыми голами, заражать эмоциями… Хорошо помню Николая Николаевича Озерова, которого любили все спортсмены любого вида спорта. Или Котэ Махарадзе. Один был народный артист Советского Союза, другой был народный артист Грузинской ССР. Комментатор – это прежде всего актерское искусство. Но давать оценку футболистам, тренерам? Нет. Футболистам должны давать оценку исключительно тренеры и специалисты. А тренерам должны давать оценку руководители, которые приглашают их на работу. Так что с этой частью высказываний Карпина я согласен.
— У вас есть сейчас любимые комментаторы?
— Георгий Черданцев и Константин Генич. У них эмоции присутствуют, и хорошие репортажи.
«Когда Личка заявляет, что наша задача – быть лишь в тройке, какой у него может быть спрос с футболистов?»
— Давайте поговорим про ЦСКА. Вы наверняка следите своим клубом, в котором добились огромных успехов. Что с ним происходит? Почему не сражается за чемпионство?
— Я считаю, что у нас сегодня есть шесть клубов, которые все должны ставить задачу – выиграть национальное первенство. Это «Зенит», «Краснодар», «Локомотив», ЦСКА, «Спартак» и «Динамо». У них прекрасные возможности вести хорошую трансферную политику, у них история, традиции и всё остальное. Но вот я вам задаю вопрос. Хоть одна, кроме «Зенита», команда официально ставила задачу выиграть чемпионат? Тренеры ставили эти задачи? Руководители этих клубов ставили эти задачи? Я не слышал.
— «Краснодар» вроде бы давал понять.
— Сегодня они на первом месте. Естественно, Мусаев заявил: почему бы нам за чемпионство не побороться? Но я не слышал, чтобы перед началом чемпионата один из ведущих клубов, тренер, который работает там, заявил, что мы сегодня должны бороться за чемпионство. А когда нет цели и задачи такой, то чем игроки будут заниматься? Когда тот же Личка, заявляет, что наша задача – быть в тройке, какой у него может быть спрос с футболистов? А когда ставят задачу глобального масштаба – чемпионат, Кубок, Суперкубок, тогда всегда игроки в совсем другом тонусе. И требования от главного тренера, это и руководители должны понимать. Другого подхода не было, в какой бы команде я ни работал. То же самое касается Сёмина, то же самое касается Романцева.
— Вы, Валерий Георгиевич, в свое время говорили, что цель ЦСКА — выиграть Кубок УЕФА. Было воспринято неоднозначно.
— Я не говорил — выиграть, я сказал – попасть в финал Кубка УЕФА. Да, такое было. И игроки были в тонусе, знали, что от них ждут.
— Такие заявления — большая ответственность. И тогда клубом руководил Евгений Гинер – в таких заявлениях были и его амбиции тоже. Вы сейчас общаетесь с Евгением Ленноровичем?
— Команду мы не обсуждаем. Сегодня в руководстве ЦСКА, помимо Гинера, есть еще государственный человек. Это дает возможности ЦСКА лучше выступать. Но когда был Гинер, было совершенно другое развитие клуба. Задача стояла — только первое место. Только Кубок, только Суперкубок. Где бы ты ни участвовал, ты обязательно, как главный тренер, должен заявлять о целях, задачах и перспективах своего клуба. Второе место считалось — как со второго по шестнадцатое. Поэтому была мобилизованность. И это был настоящий частный клуб, который финансировал президент клуба Евгений Гинер. Сегодня реально частный клуб у нас один — это «Краснодар», который финансируются за счет Галицкого.
Я вообще считаю, что весь профессиональный спорт должен финансироваться за счет частных инвестиций. Только частные инвестиции способны давать хороший результат. А у нас, наверное, процентов 80-70 всего футбола существуют за счет государственных и региональных финансов.
«У Захаряна все время почему-то травмы, все время почему-то какие-то проблемы»
— Если у ЦСКА сейчас нет возможности реально сражаться за первое место, почему тогда ЦСКА не пойти по пути сегодняшнего «Локомотива»? Сделать команду из своих воспитанников, из молодых игроков — какая разница какое место занимать, если оно не первое?
— Это хороший вопрос. «Локомотив» принял очень правильный вектор развития клуба. И сегодня примерно восемь российских игроков входят в состав национальной сборной. Это очень много. Я считаю, что в условиях изоляции сегодня, мы должны больше доверять нашим молодым игрокам, больше доверять российским тренерам. У нас в РПЛ работают 7-8 тренеров, которые, мягко говоря, не востребованы в своих странах. Тренеры они или трубочисты — никто не знает. Но они приезжают и занимают места наших специалистов. Так дайте возможность нашим специалистам развиваться. Мы сегодня в Лиге чемпионов не участвуем, в Лиге Европы не участвуем. Почему не развивать внутренние резервы?
— Сейчас много говорят про Батракова. Но вспомните, как мы хвалили все Захаряна. Захарян уехал и растворился в Испании.
— Что касается Захаряна, согласен, растворился. Попасть в 20 лет в Ла Лигу, в один из ведущих клубов испанского чемпионата – это не только достижение, но и шанс расти дальше. У тебя все возможности сегодня реализовать свой потенциал. У тебя великолепная техника, функциональное состояние, скорость, футбольный интеллект очень высокий… У тебя все есть, нет только слабых мест. Но вы посмотрите, все время или травма, или еще что-то. Не хочу сейчас говорить, какие проблемы его волнуют. Но 20 лет! Рано останавливаться. У тебя вся жизнь впереди. Прекрасная жизнь. Только надо работать. Ты — талантливый человек. А талантливому человеку что нужно? Трудолюбие!
— Может, рано он туда поехал?
— Ни в коем случае! Как это — рано? Тот же Ямаль в 16-17 лет играет уже на уровне большого футболиста. Именно в 20 лет и надо пробовать. Посмотрите, Головин уехал и демонстрирует высокий уровень футбола. Но в 20 лет Захаряну надо ставить для себя задачу, что «Реал Сосьедад» — это только этап на пути к следующему шагу. Туда, где «Барселона» или «Реал». Такие амбиции должны быть. Но у Арсена все время почему-то травмы, все время почему-то какие-то проблемы. Уже второй год пошел, а он толком так и не играл. Завтра его отдадут куда-нибудь в аренду, так и пойдет парень… Что касается Батракова, конечно, сегодня это один лучший игрок нашего чемпионата, блестящий футболист. Я смотрю по его интервью, по его комментариям, он серьезный парень, на мой взгляд. И у него будет серьезная перспектива.
«К Галицкому ничего, кроме уважения»
— Вы говорите 20 лет – шикарный возраст для игрока. Главному тренеру «Зенита» Сергею Семаку — 48. Это для тренера расцвет?
— Семак — прекрасный тренер. Он в прошлом году взял все титулы, но почему-то лучшим тренером страны выбрали Личку. На второе место поставили Илича, который даже сезон в «Краснодаре» не завершил. Третий — Карпин. Разве это правильно? Я к вашим коллегам-журналистам обращаюсь.
— Люди предполагают, что в «Зените» есть административный ресурс, который помогает выигрывать.
— Административный ресурс у «Динамо», «Спартака», ЦСКА, «Локомотива» не меньше. И поэтому валить все на то, что деньги играют, неправильно. Признайте уже, что лучшим тренером сегодня в нашей стране является Семак. Как можно было этих трех ставить? А Семак даже в тройку не попал. Ну, разве это правильно?.. До Семака у «Зенита» были большие тренеры, но далеко не все у них получалось. Потому что мало, когда у тебя хорошие игроки. Этими игроками надо уметь управлять! И характер должен быть серьезный. Если у тебя хорошее техническое оснащение, тактическая гибкость, а характера нет – нет тренера. Просто его нет.
— Помните, Тарасова, Тихонова в хоккейном ЦСКА всегда обвиняли, что они забирали всех талантливых, убирая конкуренцию. Про ваш футбольный ЦСКА говорили, что «Гинер все купил». Примерно то же самое говорят о «Зените». Как только появляется талантливый парень, его покупают за любые деньги.
— Так оставляйте его у себя. Зачем вы его продаете?
— Деньги.
— Да понятно, что деньги. Но когда клуб частный, то деньги работают по-другому. Посмотрите на «Краснодар». Вышел на уровень. Посмотрите, какую команду и какую инфраструктуру создал Галицкий.
— «Краснодар» может стать чемпионом?
— Вполне. Сегодня мы видим качество игры «Краснодара». Во-вторых, мы видим нацеленность. Видим, что есть коллектив, у которого одна цель. В прошлом году они упустили чемпионство. Но сегодня, думаю, у них уже созрел и город, и болельщики, и, игроки. Посмотрите, как они отмечают голы, как они радуются каждой победе. Это говорит о многом, это говорит о хорошем внутреннем микроклимате. Это говорит о том, что все игроки работают на полную катушку.
— Многие болеют за «Краснодар» из-за Галицкого. Ваше отношение к нему?
— Ничего, кроме уважения. Я был в Краснодаре, я видел, что, помимо спортивной инфраструктуры, там великолепная гражданская инфраструктура. Галицкий — это человек, которого просто там боготворят, и он делает все возможное для развития своего города. Это и социальный проект. Посмотрите, какая у него академия, где занимаются четыреста детей… Вот это круто. И найдите мне сегодня аналог. Есть, наверное, «Барселона» или еще что-то где-то. Но Галицкий же это делает не в Барселоне, а в Краснодаре. И хочется пожелать, чтобы в каждом городе был такой миллиард, который бы так относился к своему городу.
«Проклятье «Динамо» существует, я в него верю»
— Еще один клуб, который вам тоже не чужой — московское «Динамо». Болельщики московского «Динамо» — это всегда люди с грустинкой в глазах. Потому что есть ощущение, что этот момент отсутствия титула на протяжении почти 50 лет – это чудовищная история. Говорят про проклятие «Динамо», про что только не говорят.
— Я в это верю. Проклятие это существует. В 1979 году, когда сняли с поста главного тренера Александра Александровича Севидова, великолепного тренера, у нас была команда, готовая выиграть чемпионат. Нам до начала чемпионата все отдавали первое место. Семь игроков — кандидаты в национальную сборную СССР! Это была действительно машина — ее оставляли ничего от соперника. И что? По доносу Севидова убрали. Команда была в Америке, были коммерческие матчи, Севидов встретился со своим товарищем, евреем-эмигрантом. Тот открыл свой магазин, пригласил к себе, спокойно все поехали, в том числе и сопровождающий из «органов». И по приезду написал донос, что Севидов встречался с сионистом. В общем, убивайте, расстреливайте человека и так далее… Прямо перед началом сезона тренера снимают. Команды, которая была готова выиграть не только национальное первенство, но и что-то в Европе, не стало. Тогда его супруга прокляла «Динамо». Вот это проклятие существует по сей день, я в этом убежден.
— А у «Спартака» какое проклятие?
— Проблема «Спартака» в другом. Посмотрите, за последние 20 лет, если мне память не изменяет, 19 тренеров поменяли. Какому богу молиться игрокам? Только приходит один, потом второй, третий… Нет стабильности ни в руководстве, ни в составе. Отсюда нет и результатов. Поэтому «Спартак» с его огромными традициями и с его огромными возможностями, посмотрите, на каком месте идет. Здесь надо довериться кому-то, одному тренеру, дать ему возможность выстроить команду, чтобы видно было, что это его команда.
— Мы хотели поговорить про ситуацию в нашем спорте. Новый министр спорта Михаил Дегтярев, хорошо вам знакомый политик. Сейчас, скорее всего, он возглавит и ОКР. Вы же работали вместе в Госдуме, в комитете по спорту. Но считается довольно жестким руководителем. Способен он договориться с МОК о возвращении российского спорта?
— Будучи председателем комитета по спорту, он очень активно вел работу. На должности губернатора Хабаровского края он получил огромный опыт политика. Вы говорите о жесткости, но я бы сказал, что он принципиальный и ответственный человек, который отстаивает свои позиции. Я считаю, что это правильно. Тут и жесткость тоже нужна.
Источник: «Комсомольская правда»