6 Февраля 2021

9 февраля «Объединению отечественных тренеров» исполнилось 15 лет. 

Полтора десятка лет – дистанция, позволяющая рассуждать в историческом контексте: круглая дата есть повод оглянуться назад, подвести промежуточные итоги и задуматься о будущем. Понимая при этом, что ООТФ возникло на футбольной карте России далеко не случайно, не по чьей-то прихоти и стечению обстоятельств. Создание тренерской организации в 2006 году – веление времени. Логичное звено в долгой цепи событий.

***

В 2005-м Российский футбольный союз наконец добился права на выдачу лицензий европейского образца. В первую группу лицензиатов были включены 23 ведущих отечественных тренера, проходивших обучение по программе УЕФА, которая давала возможность получить профессиональную категорию Pro, - знак высшего качества в мировых координатах.

В Москву в этой связи прибыла высокая комиссия во главе с Йозефом Венглошем – выдающимся специалистом, работавшим со сборными Чехословакии, Австралии, Малайзии, Словакии, «Астон Виллой», «Спортингом», «Фенербахче», «Селтиком» и многими другими командами, будущим главой Альянса европейских ассоциаций футбольных тренеров (AEFCA). Увы, когда готовился к печати этот номер «ФТТ», мэтр Венглош скончался. Ему было 84 года…

Получив полное представление о качестве образовательного процесса в России, комиссия дала РФС добро на лицензирование. В чем, собственно говоря, сомнений не было изначально. Не покривлю душой, сказав, что уровень отечественного тренерского образования ни в чем не уступал тогда самым высоким мировым стандартам. И даже превосходил их. История Высшей школы тренеров, созданной в свое время на основе постановления ЦК КПСС (что само по себе говорит о многом), - отдельная тема. Ей не абзацы нужно посвящать, а книги. Но напомнить о том, что мы, к великому сожалению, потеряли, нужно обязательно.

Двухлетнее обучение на очной основе (стипендия, порядка 300 рублей, - прилично выше средней советской зарплаты). Допуск не по принципу «кто потянет сумму вступительного взноса – тому зеленый свет», а по совокупности заслуг перед футболом. Профилирующие дисциплины, помимо собственно футбола, - физиология, психология, биомеханика, педагогика и так далее. Преподаватели – талантливейшие люди, выдающиеся ученые, номер один в своих областях: Волков и Годик, Медведев и Зациорский, Матвеев и Коц. Качество преподавания, система обучения, выработанная профессорским составом, - топ. Так же как спрос с нас, слушателей.

Люди, прошедшие очное обучение в ВШТ, были очень серьезно подготовлены. Не раз говорил, но не устану повторять: если взять за основу ту, советскую, систему и адаптировать ее к современным условиям, отдача будет гарантирована просто по факту.

Первые два-три потока тренеров, прошедших классическую школу ВШТ, получили лицензии не скажу, что влегкую, не напрягаясь, но более чем уверенно. И багаж знаний позволял, и наработанный практический опыт. Прекрасно помню, какие высокие оценки давала коллегам комиссия во главе с доктором Венглошем, который с удивлением отмечал, что в Европе со столь глубокими познаниями сталкиваться ему не приходилось.

***

Одним из важных пунктов подготовки первой группы выпускников к экзаменам была стажировка в «Челси». Именно там, на родине футбола, и зародилась плодотворная дебютная идея: создать тренерское объединение, которое могло бы стать серьезной прогрессивной силой в общей структуре отечественного футбола. По образу и подобию множества зарубежных примеров: Германии, Италии, Англии, Испании, Франции и других ведущих футбольных держав, в которых история тесного взаимодействия тренерских объединений с национальными футбольными ассоциациями насчитывает десятки лет.

Главный посыл: тренерская мысль – мощный двигатель прогресса в любом виде спорта. Это аксиома. В правильно устроенной схеме именно тренеры находятся в авангарде развития. И не потому, что их туда, в этот самый авангард, приглашают или назначают, а потому, что это совершенно естественное положение вещей. Без участия профессионального тренерского сообщества развитие вида спорта попросту невозможно.

В ведущих европейских странах тренерские организации играют важные роли. Ключевые. Им отданы самые серьезные функции в общем процессе развития футбола. Национальные тренерские объединения органично встроены в системы футбольных федераций, и это естественный, самой природой футбола продиктованный союз.

Чтобы стало чуть понятнее, о какой практической пользе идет речь, можно коротко обратиться к примеру Германии, где тренерское объединение является главным стратегическим партнером Немецкого футбольного союза.

Объединение тренеров Германии, существующее с 1957 года, принимало самое активное участие в разработке программы поиска и воспитания талантов, которая продуктивно работает вот уже 20 лет. Тренеры-аналитики сопровождают на турнирах разных уровней сборные всех возрастов, включая национальную. Они максимально вовлечены в процессы, связанные с анализом и дальнейшим развитием футбола. Под эгидой Немецкого футбольного союза проводятся ежегодные симпозиумы, в которых принимают участие по 1500-2000 тысячи германских специалистов и по 200-300 приглашенных. Я не раз бывал участником этих мероприятий и готов утверждать: нет сомнений в том, что в успехах германского футбола консолидированная тренерская поддержка играет одну из главных ролей. Если не самую главную.

Являясь членом исполкома Европейского альянса тренерских ассоциаций (AEFCA), я часто встречаюсь с коллегами и в процессе общения всякий раз заново убеждаюсь в том, что эффект наблюдается именно там, где это взаимодействие четко отлажено, где национальные федерации, финансируя деятельность тренерских объединений, ставят перед ними четкие задачи и контролируют их выполнение.

Да и наша история в этом смысле богата примерами. Достаточно вспомнить, что в прежние времена (те самые времена, когда сборная СССР считалась одной из сильнейших в мире) одним из самых эффективных инструментов взаимодействия, оказывавшим прямое влияние на развитие футбола, был тренерский совет: сначала при Федерации футбола СССР, потом при РФС. Без его участия не принималось ни одно важное решение, связанное с подготовительным или тренировочным процессом. К уважаемым в мире футбола людям прислушивались не в силу их высокого авторитета, а конкретики ради и прагматики для. Главные тренеры сборной регулярно отчитывались перед тренерским советом, завязывались творческие дискуссии, делались выводы, вырабатывались рекомендации, которые потом воплощались в жизнь.

На естественной основе укреплялась и обратная связь: наставники клубов принимали проблемы сборной близко к сердцу, они бились не за частные интересы, как сегодня, а за общее большое дело…

***

В конце 2005 года идея о создании тренерского объединения оформилась окончательно. Первый выпуск лицензиатов Pro практически в полном составе – действующие тренеры, а я в тот период был без команды: занимался на стадионе «Труд» вопросами детской школы «Ника». Так что заняться организационными вопросами коллеги поручили мне.

Чтобы упростить процедуру регистрации, выбрали минимальный состав учредителей: Валерий Газзаев, Гаджи Гаджиев, Юрий Семин, Михаил Гершкович. В ООТФ практически сразу вступили все выпускники 2005 года, мы провели общее собрание, назначили правление, выбрали исполком и бюро, в состав которого, помимо квартета учредителей, вошли Борис Игнатьев, Сергей Павлов, чуть позже – Олег Романцев, тоже получивший лицензию Pro, Станислав Черчесов, Леонид Слуцкий И Андрей Лексаков. Мы стали ассоциированным членом РФС, меня ввели в исполком РФС.

Одним из главных приоритетов ООТФ стала защита тренеров. «Защита» – понятие емкое. Это и юридическая поддержка, и прямая помощь в отношениях с работодателем, и практические советы по частным вопросам, и истории, связанные с трудоустройством. Важнейший вопрос – повышение уровня образования тренеров. Проблема, которую можно смело назвать основополагающей, потому что две трети детских тренеров в России – вообще без образования. Три кафедры футбола на всю огромную страну вместо прежних восьми. Спорная, деликатно выражаясь, система обучения в ВШТ. Не самый высокий уровень преподавателей, которые учат профессии.

***

Мы искренне верили – и продолжаем, конечно, верить, - что активное участие ООТФ в процессах развития российского футбола – неоспоримое благо, потенциал у организации огромный, но далеко не полностью востребованный. Главное, чтобы в РФС это так же ясно понимали. Ведь общее дело делаем, общими проблемами озабочены, разве нет?

Поначалу, на встречном энтузиазме, отношения с РФС развивались действительно конструктивно. В рабочем, как говорится, русле. Мы подписали совместную декларацию о сотрудничестве, разработали и реализовали несколько важных инициатив. Скажем, «продавили» налог на иностранных тренеров, вокруг которого столько потом было споров и который, никаких сомнений, мог и должен был сработать в плюс, если бы у футбольного сообщества хватило мудрости и терпения понять его истинный смысл. Объединившись под эгидой ООТФ, профессионалы получили права на защиту своих интересов, став субъектами юридического поля. По инициативе ООТФ в регламент был внесен пункт о типовом контракте, наделяющем тренеров юридически обоснованными правами в спорных ситуациях.

Под брендом ООТФ вышли в свет серьезные методические работы. Прежде всего – четырехтомник «Настольная книга детского тренера» в авторстве заслуженного тренера России Александра Кузнецова и под рецензиями Юрия Семина, Валерия Газзаева и Гаджи Гаджиева. Книга «Физиология футбола», написанная коллективом авторов под руководством доктора Зураба Орджоникидзе, длительное время работавшего в сборных командах разного калибра – в СССР и России. «Психология вратаря» Марка Туниса, книга итальянских авторов, посвященная проблематике физподготовки…

Но со временем пришло четкое понимание: РФС, поставив в протоколе галочку «сделано», как-то не особо горит желанием развивать сотрудничество на практике. Реакция на попытки интегрировать ООТФ в ключевые процессы футбола – в лучшем случае вязкое безразличие, РФС и ООТФ существуют в каких-то параллельных измерениях.

Какие тренерскому сообществу оставлены варианты действий? Топтаться в приемных, писать письма и ждать милостей сверху в надежде на то, что профессиональный потенциал будет кем-то когда-то где-то востребован? Это вряд ли. Справедливее и логичнее, наверное, чтобы к таким людям, как Семин, Газзаев, Романцев, Игнатьев, Гаджиев и их коллегам, сделавшим для нашего футбола столько, что одними только титулами этот вклад точно не измеришь, очередь за советами выстраивалась.

***

К чему эти подробности, спросите вы? Ответ прост: критический взгляд в прошлое поможет избежать ошибок в новой реальности. Ведь задачи мы перед собой ставим не сиюминутные, не локального характера. Их суть и смысл не меняются с годами.

В этой новой реальности, при новом руководстве, в новых условиях, РФС наконец повернулся к нам лицом: мы подписали протокол намерений о совместной деятельности и дальше, хочется верить, будем двигаться в одной упряжке. На Конференции РФС, состоявшейся в Москве 4 февраля, переизбранный на новый президентский срок Александр Дюков озвучил амбициозную 4-летнюю программу развития футбола. От динамики и качества ее осуществления зависит будущее нашего футбола, а качество и динамика, в свою очередь, прямо связаны с компетенцией и профессионализмом. ООТФ может и должен сыграть здесь важную роль. Более 200 профессионалов, объединенных правильной идеей, - огромная сила.

Хочу напомнить, что в марте 2020-го пандемия коронавируса сорвала тренерскую конференцию, первую с 2009 года, которую РФС и ООТФ долгое время готовили. Вопросы, которые мы намеревались поднять, полностью созвучны заявленной президентской программе: тенденции развития мирового футбола и наше место в этом процессе, образование и необходимость реформ, особенности тренировочного процесса, развитие детско-юношеского футбола и многое другое.

Как только эпидемиологическая ситуация позволит, тренерская конференция обязательно состоится. Уверен, что она даст нашему футболу правильный импульс и поможет решению амбициозных задач, озвученных в начале февраля президентом РФС.

chevron_leftВозврат к списку