14 Июля 2020

Заслуженный тренер РСФСР Николай Киселев и его коллега тренер Сергей Мочалов специально для сайта ООТФ продолжают рассказывать о трех подходах к периодизации тренировочного процесса.
В этом материале речь пойдет о современной модели тактической периодизации и различия между профессиональным футболом и юношеским.

В последние годы мы наблюдаем тенденцию к изменению концепций подготовки футболистов и методологии. Может быть, самый большой разрыв с традиционными методами обучения в футболе имеет место в Португалии и Испании. Один из самых современных подходов к обучению в футболе является так называемая «Тактическая периодизация». Метод тактической периодизации был разработан Витором Фредом, преподавателем в Университете спорта Порту (Португалия), она применяется Жозе Моуриньо, Андре Вилаш-Боашем и другими тренерами. Основной методический и педагогический принцип, лежащий в тактической периодизации то, что футбольный матч должен быть «обучен/преподан» уважая его логическую структуру. Для тактической периодизации, «логическая структура» игры вращается вокруг четырех фаз игры. Базовые научные исследования, проведенные в свое время советскими и российскими учеными   (В.Б.Иссурин,А.П. Бондарчук,Ю.В. Верхошанский,В.М. Зациорский,В.Н. Селуянов) позволили создать методологию периодизации в современном футболе при планировании тренировочного процесса с точки зрения физической и технико-тактической подготовки, учитывая индивидуальные качества игроков. Но основателем этого подхода в футболе является В.В.Лобановский и его научная группа Зеленцов, Ткачук, Кондратьев работавшая в Киевском Динамо. С появлением новых методов контроля и оценки состояния футболистов с позиции физиологии, биохимии, биологии позволяет более точно оценивать воздействие нагрузки и отдыха на организм спортсмена. Таким образом появились блоковые подходы в планировании тренировочного процесса. Постепенно появляются новые модели построения тренировочного процесса как многолетнего, так и годового цикла /макроцикл –мезоцикл – микроцикл –тренировочное занятие/. Нас прежде всего интересует проблема построения тренировочного процесса в детско–юношеском футболе с точки зрения развития талантливого игрока, где имеются проблемы при реализации тематики тренировочного занятия и целого блока. Вопросы начинают   возникать у тренеров на футбольном поле, когда им постоянно приходится вмешиваться и корректировать действия игроков.


Каждое действие игры, независимо от четырех фаз игры, в которой это может произойти, предполагает решение (тактическое обучение), действие или двигательный навык (техническое обучение), которые требуют конкретного движения (физиологическое развитие) и направлено на волевые и эмоциональные состояния (психологическое измерение) (Oliveira, 2004).

МОДЕЛЬ ТАКТИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ (VITOR FRADE): Оптимизация обучения для достижения максимального прироста производительности при избегании перегрузки. Методологические принципы.


Это означает, что тактические, технические, физиологические и психологические элементы, никогда не тренируются самостоятельно. Все связано с основной направленностью, что каждое упражнение организовано вокруг (по крайней мере) одной из четырех фаз игры и тактических принципов игры.

В глобальном взгляде на футбол всё развитие игрока основано на различных основных тактических принципах. Это означает, что всегда существует всеобъемлющий тактический принцип. Даже если есть определённый тактический принцип, это не значит, что тренировочный процесс всегда сосредоточен на тактике. В рамках каждого тактического принципа есть несколько разных тем. Например, когда тактическим принципом атаки является проникновение, одной из тем будет единоборства 1х1 в атаке. Когда все технические темы подчинены тактическим принципам, тренировки будут постепенно приводить к пониманию игры.

Тактическая периодизация является хорошим способом систематизации планирования. Объединение принципов обучения и выстраивание их в структуру тренировочного процесса можно назвать основной концепцией развития игрока.

Макроцикл и Мезоцикл будут отражать основные понятия. Пройдя через фазу атаки, фазу обороны и переходную фазу, игроки переходят к следующей базовой концепции. Поэтому микроциклы - это периоды, когда мы работаем с принципами игры.

Тактическая периодизация основана на глобальном подходе к обучению футбола. В каждом мезо цикле у тренеров разные цели, которых они будут пытаться достичь. Каждая тренировка запланирована с акцентом на микроцикл и тему внутри.

Тактическую периодизацию применяют в своей подготовке как профессиональные команды, так и юношеские академии. Так в чем же основные различия в построении тренировочного процесса и использовании тактической периодизации:

«Рой Кин однажды сообщил, что игроки «Манчестер Юнайтед» никогда не пропускали тренировок, а также во всей их работе была заложена цель – победить в конкретном матче. Игроки «Челси» также отметили, что все их тренировки были связаны с задачей, необходимой для победы в следующей игре».

Тактическая периодизация в юношеском футболе - это спланированная, логичная схема работы с игроками в центре всего процесса планирования.

Традиционная основа для тренировки профессиональных команд имеет тенденцию быть реакционной (обратная реакция на прошедший матч). Что-то в прошедшем матче было недостаточно хорошо, анализируется будущий соперник, поэтому исходя из этих двух анализов ведется работа во время следующей тренировочной недели. Если ваша команда пропускает много голов, следующие тренировки посвящены тому, как команда будет обороняться, с учетом игры будущего соперника. Этот тип тренировки называется эпизодическим. Хотя этот тип тренировки популярен, его долгосрочные преимущества минимальны. Когда игроки достигают 16-летнего возраста, появляется возможность для более эпизодической работы, при условии, что ранее была заложена хорошая основа понимания игры.

Тренеры должны реагировать на результаты игр только после того, как результаты начинают иметь главенствующее значение. Например, когда новый главный тренер принимает команду, которая идет в конце таблицы, он может провести необходимое количество тренировок, направленных на улучшение физических кондиций команды и их игру в обороне. Мы часто слышим, как эти тренеры говорят о том, что изо всех сил создадут команду, «организованную и непобедимую».

Поскольку результаты имеют первостепенное значение на этом уровне, эпизодическая тренировка является основным методом. Так как тренер будет готовить команду от матча к матчу, а не в долгосрочной перспективе. Хотя иногда мы и слышим о тренере, имеющем «трехлетний» или «пятилетний план», к сожалению, на высшем уровне профессиональной игры тренерам предоставляется все меньше и меньше времени для работы над долгосрочными или даже среднесрочными целями.

В мире молодежного футбола, угроза увольнения с вашей должности из-за позиций команды в лиге значительно снижается. Поэтому, вплоть до возрастной группы от 16 до 19 лет, подход основанный на тактической периодизации является необходимостью.

Тактическая периодизация

Эпизодический подход

• Логичная последовательная структура

• Предварительно запланированная тематика

• Комплексный подход

• Гарантирует, что тренеры обучают игроков всем аспектам футбола, а не идут от матча к матчу

• Нет последовательности обучения

• Реактивная структура недельных циклов

• Тренеры, как правило, проводят однообразные и знакомые тренировочные занятия

Эпизодический подход имеет место быть начиная с 16+


Диаграмма ниже иллюстрирует процесс, включенный в планирование учебного плана или схемы работы. Процесс начинается с философии клуба, затем проходит через макро (долгосрочные), мезо (среднесрочные) и в конечном итоге микро (краткосрочные) циклы. Вершина пирамиды - это философия клуба, стиль, система игры и общая методология тренировочного процесса, а  также современные методики контроля за развитием талантливого игрока. Важнейшее место в этой иерархии занимает тренер, где прежде всего его компетенции и личностные качества играют первостепенную роль.

Термин «философия» в последнее время широко распространен. В Англии новый план Развития Элитных Игроков, осуществляемый Премьер-лигой, требует, чтобы в каждой академии была философия игры, которая формирует основу для развития их юных игроков. Некоторые философии могут быть очень четко определены, в то время как другие могут быть общими или даже расплывчатыми.

В 2012 году Ассоциация европейских клубов (ЕЦА) выпустила Отчет о молодежных академиях в Европе. В этом исследовании подробно описаны основные характеристики 96 молодежных академий из 41 страны континента. Были освещены очень хорошо зарекомендовавшие себя академии, такие как «Бавария» Мюнхен, «Интер» Милан и « Стандард» Льеж, но также рассматривались возможности развития молодежи в менее известных клубах, таких как «Гленторан» в Северной Ирландии, Финский «Хонка» и Люксембургский «F91 Дюделанж» . Некоторые из ключевых результатов исследования, касающихся философии, включают в себя:

91% академий имеют философию подготовки и обучения, из которых 65% «четко определены»; или имеют оценку «до некоторой степени» (26%).

Более 75% академий работают по программе обучения и имеют четкое видение структуры клуба.

У большинства академий была определенная система игры - 52% предпочитают 4-3-3 и 28% предпочитают 4-4-2.

Вся система подготовки была четко спланирована, имела логическую последовательность и чётко выстроенную структуру обучения игрока.

Итак, исходя из всего вышесказанного, планирование обучения должно вращаться вокруг ответов на следующие вопросы:

1. Что должно быть сделано?

2. Когда это нужно сделать?

3. Как мы минимизируем риски быть неправыми?

Далее мы рассмотрим варианты построения тренировочного процесса и его периодизации в практической плоскости, где попытаемся ответить на возникающие у тренеров вопросы при пользовании различными программами обучения и планирования тренировочных циклов.

«Все модели ошибочны, но некоторые достаточно полезны»

(Джордж Бокс).


chevron_leftВозврат к списку