17 Апреля 2019

В очередном выпуске рубрики «Тренерская кухня», запущенной «МК» совместно с "Объединением отечественных тренеров", на трибуну приглашается рулевой национальной команды Станислав Черчесов. Как выглядит премьер-лига с колокольни тренерского штаба сборной — об этом и пошел разговор после завершения 23-го тура РПЛ.

— Станислав Саламович, согласны ли вы с формулой «сильный внутренний чемпионат = сильная сборная» или в ней должно быть больше переменных?

— Это расхожее выражение. Одно другому точно не мешает. Конечно, высокий уровень национального чемпионата, серьезная конкуренция в нем — это несомненный плюс.

— Одной из отличительных черт текущего чемпионата России является отсутствие лидера, который заметно выделялся бы на общем фоне своей игрой. Чем это можно объяснить?

— По очкам лидер есть — это «Зенит». Другое дело, что сезон на сезон не приходится. Обратите внимание, по ходу первенства практически во всех командах происходили значительные изменения: кто-то уходил, кто-то приходил, кто-то травмировался. Ни один клуб не смог обойтись без незапланированных потерь. Отсюда, возможно, и отсутствие явного лидера чемпионской гонки.

— В последние годы премьер-лигу покинула группа звездных не только по российским меркам игроков. Это привело к определенному выравниванию класса команд РПЛ и повышению уровня конкуренции: фавориты стали чаще терять очки в матчах с аутсайдерами, практически в каждой встрече борьба идет до финального свистка. Но при этом очевидно снизился общий уровень турнира. Для тренерского штаба сборной, которая за редкими исключениями комплектуется игроками РПЛ, что более значимо: плюсы от большего количества напряженных матчей в целом или минусы от снижения качества встреч между лидерами?

— Когда есть качество, есть и напряжение. Это напряжение, в свою очередь, может быть разным по уровню: средним или высочайшим. Вот последнего в матчах РПЛ порой не хватает. Халк, Квинси Промес, Витсель, Гарай, Думбия, Вагнер Лав — эти ребята добавляли в чемпионат колорита и повышали уровень как своих команд, так и всей лиги в целом. Без них соперничество между фаворитами и аутсайдерами немного обострилось, но общий уровень все же снизился.

— Вся ваша предыдущая тренерская карьера прошла в клубах. Вы стояли у руля и больших, и не самых амбициозных команд, успели поработать в разных европейских чемпионатах. Теперь вы побывали по обе стороны баррикад, которые разделяют интересы клубов и сборных. Можно ли в этом вечном противостоянии достичь компромисса и стоит ли пытаться его найти в принципе? Должен ли РФС при расстановке акцентов в ключевых моментах ориентироваться в первую очередь на интересы сборной?

— Если речь о чемпионате и календаре, то советую обратить внимание на то, что в угоду сборной матчи и туры первенства не переносились ни разу. Мы подстраиваемся под существующие правила, но таков удел всех национальных команд. Единственный момент, который здесь можно отметить, — это то, что перед чемпионатом мира мы попросили пораньше завершить чемпионат — и РПЛ пошла нам навстречу. Мы благодарны лиге, тем более что это действительно помогло лучше подготовить сборную перед таким важным турниром. Что касается компромисса между интересами клубов и сборной, то со всеми командами РПЛ мы на связи, общаемся с тренерами. Нам принципиально важно, чтобы игроки, возвращаясь из сборной в клубы, были в хорошем состоянии. В первом же матче после нашего последнего сбора Антон Миранчук забил за «Локомотив» с пенальти, который заработал Игнатьев. Хорошо сыграли Гилерме и Баринов. Чалов в ЦСКА забил и отдал голевую передачу, Ионов забил, результативный пас записал на свой счет Караваев.

— Существующий формат лимита на иностранцев в премьер-лиге оптимален?

— Еще работая с клубами, я говорил, что лимит должен ограничивать не количество иностранцев на поле, а их численность в заявке команды. Кто попадет в стартовый состав, а кто останется на скамейке запасных — решать тренерскому штабу. С тех пор моя позиция в этом вопросе не изменилась.

— После успешного выступления национальной команды на домашнем ЧМ-2018 вы находитесь в уникальной ситуации — никогда еще авторитет главного тренера сборной не был столь высок, как сегодня. Не планируете воспользоваться сложившимся положением?

— Нет, не имею таких планов. Моя сфера ответственности — национальная команда. Я принципиально не хочу входить в рабочую группу, рассматривающую вопрос лимита на легионеров, чтобы избежать определенного конфликта интересов. Комиссия примет взвешенное решение, но если потребуется моя консультация, то готов высказать свое мнение.

— Но ведь любое публично озвученное вами пожелание будет иметь общественный резонанс и непременно будет рассмотрено футбольными властями и, возможно, одобрено. К вам точно прислушаются.

— Я прежде всего тренер и хотел бы заниматься своими непосредственными обязанностями.

— Сразу несколько клубов РПЛ, в первую очередь речь о ЦСКА и «Краснодаре», при комплектовании все большую ставку делают на молодых россиян. Речь не о том, добровольно или вынужденно был взят такой курс, а о последствиях. Может ли в случае успешности подобного опыта такой пример стать заразительным для остальных клубов премьер-лиги?

— Не сказал бы, что ставка на молодых россиян может быть самоцелью при создании команды. Есть уровень соревнований, уровень футболистов, а возраст не имеет принципиального значения. Если говорить о ЦСКА, то достаточно вспомнить, сколько игроков покинули команду в последнее время, чтобы понять, что без новых имен обойтись было невозможно. В стане армейцев действительно появились молодые игроки, которых мы рассматриваем в качестве кандидатов в сборную, а некоторые уже успели себя в ней проявить. Но в ЦСКА за последний год произошла смена поколений, благодаря которой нам и стали известны новые имена.

— Когда вы следите за матчами клубов РПЛ, зависит ли распределение ваших симпатий между соперниками от количества сборников в составах этих команд?

— Нет, конечно. Мы следим за конкретными игроками, которых, бывает, используют на непривычных им позициях. Обращаем внимание, как они действуют на своих позициях, получая при этом такие указания от тренерских штабов клубов, которые в сборной вряд ли получили бы. У каждого тренера свое видение футбола, отсюда и разница в игре футболиста даже на одной и той же позиции в клубе и сборной.

— Но ведь вы заинтересованы, чтобы ваши игроки приезжали из клубов успешными и довольными, а не наоборот. Неужели это на подсознательном уровне не заставляет болеть за те команды, где сборников больше?

— Конечно, результаты матчей в РПЛ влияют на психологическое состояние сборников. Вот на последний сбор из всех игроков после поражений приехал лишь краснодарец Юрий Газинский. Но в сборной собраны опытные игроки, которые прекрасно знают, как справляться и с победами, и с поражениями. Так что проблемы в этом не вижу, хотя, несомненно, определенное, пусть и не самое существенное, влияние на настроение ребят клубные дела имеют.

— Для вас, как тренера сборной, какой вариант более предпочтителен: когда кандидат в сборную получает игровую практику лишь от случая к случаю, но в сильнейших европейских чемпионатах или играет от звонка до звонка, но в РПЛ?

— К таким ситуациям необходимо подходить индивидуально, какого-то общего рецепта здесь нет и быть не может. Бывает, что футболист играет не очень часто, но при этом чувствует себя абсолютно комфортно. Понятно, что лучше, чтобы он играл постоянно, но ведь нередки случаи, когда, почти не имея игровой практики, игрок приезжает в сборную и проявляет себя во всей красе. А бывает, что футболист имеет твердое место в основе, но игра в клубе у него не особо идет, а в национальной команде он преображается. Так что в подобных ситуациях не может быть единого подхода. Хороший пример — Денис Черышев. В «Валенсии» он получает не так много игровых минут, как хотелось бы и нам, и ему самому, но в сборной он выглядит отлично, забивая практически в каждом матче.

chevron_leftВозврат к списку