4 Октября 2023

- Ваши 60 – уже пройденный этап. Поздравления, подарки, подведение промежуточных итогов остались в прошлом. Но дело в том, что 60 лет – не просто красивая дата, а золотой тренерский возраст. Просто идеальный. Отсюда вопрос: чему еще может научить вас футбол? Есть уроки, которые пока не усвоены?

- Их бесконечное множество. Другое дело, что опыт, наработанный за почти 25 лет игровой карьеры и почти 20 лет тренерской, позволяет лучше понимать, что можно и нужно изменить, к чему стремиться. Вооруженный опытом тренер ситуацию должен читать быстро, принимать решения – мгновенно, и решения эти в идеале должны быть правильными. Если удается – значит, ты еще один шажок сделал, усвоил еще один урок. Но этих уроков бесконечное множество, повторяю, и невозможно угадать, каким будет следующий.

В Венгрии нам довелось работать с командой, собранной из футболистов 20 национальностей. В какой школе, на каких курсах тренера научат решать такие задачи? И по ходу дела вопрос, кстати: кто-то где-то когда-то работал в таком режиме на профессиональном уровне? Не знаю, не слышал за свои 60 лет. Но если тренер принял команду, значит, принял и философию клуба. Остальное вторично. Тренер – участник процесса, он занимает в клубной структуре важнейшую нишу, но клуб в любом случае больше, важнее, чем любой тренер или футболист.

- 20? Не преувеличиваете, не округляете?

- Когда мы только пришли в «Ференцварош», было 15, потом стало 20. И в тренерском штабе та же история: русские, немец, испанец, англичанин, венгр. Как знать, может быть, это уникальное стечение обстоятельств? А может, в следующей команде национальностей наберется 30 и больше.

- Глобализация…

- Точно. Игра в футбол – такая удивительная штука, что нюансы, прямо влияющие на тактику, на стратегию, на психологию команды, рождаются на каждом шагу. К экспромтам нужно быть готовым. К вопросу об уроках.

- Как думаете, это правильно, справедливо, что клубный футбол пришел в такое состояние? Ну вот зачем славной венгерской команде с богатейшей биографией, за которую болеет половина страны, весь этот интернационал?

- Правильно или нет, справедливо или не очень, хорошо или плохо – абстракция. От моего мнения тут ничего не зависит. Такие, видимо, нынче времена. Другое дело, что когда легионерских позиций было по классике плюс-минус три, любая команда прямо ассоциировалась со страной, с ее культурой, в том числе футбольной, с историей, традициями, языком и так далее. Работая в Венгрии, иронизировал: почему, говорю, мы общаемся тут, в сердце Австро-Венгерской монархии, на пришлом английском языке, а не на исконном, исторически оправданном немецком?

Так вот, к сути вопроса. Конечно, тренерскому штабу глобализация создает определенные трудности, связанные с управлением. Но со временем надо идти в ногу: если отстанешь, профессия отодвинет тебя в сторону. С другой стороны, это очень интересная, сложная, многофакторная и многовекторная задача – выстроить команду из футболистов разных школ, дать ей стиль, лицо. Тренерское мастерство, получается, выходит на первый план, и это – да, правильно и справедливо, я считаю.

***

- Выходит, управлять людьми, двигать команды верным курсом с каждым годом сложнее. В том числе потому, что они все разноязыкие, эти команды.

- Я этого не говорил. Я говорю, что управлять командой нужно иначе. Методы, которые работали 20-30-40 лет назад, конечно, требуют переналадки. Но Константин Иванович Бесков и сегодня работал бы. И был бы успешен, я уверен.

- С помощью кулака?

- Вы были в спартаковской раздевалке? Нет. А я провел там не один год, причем в разном возрасте и в разных статусах. Про Бескова много чего говорят, а я что-то не припомню момента, чтобы он стучал по столу, кричал, душил. Максимально требовательный был человек, но ведь футбол – требовательный вид спорта. Константин Иванович хотел видеть то, что нужно футболу, а не ему лично.

- И команде эти требования были понятны?

- Лично мне – да. Когда про Бескова вспоминают посторонние люди, я часто думаю: может, я не того Бескова видел, с другим тренером работал?

- Методы Бескова – ваша тренерская Библия?

- Слава Богу, в моей в карьере были самые лучшие тренеры. Бесков, Лобановский, Романцев, Гершкович, Игнатьев, Семин, Бышовец – все лучшие! Но именно Константин Иванович поднял меня, молодого, в «Спартак». И терпел со всеми моими ошибками.

- Принцип доминации, единоначалия, с которым ассоциируется тренер Черчесов, – от Бескова? Или это врожденное?

- Со стороны, может быть, виднее, но еще раз повторяю: не помню, чтобы он на меня давил. Другое дело, что убеждать умел как никто. Когда, помню, звали в «Спартак» из «Локомотива», меня домой привезли к нему. Посидели, покушали, потом на Маяковке вдвоем долго гуляли, круги наматывали, обсуждали варианты. «Ты хочешь в «Спартак»? - Я подумаю. – Ну думай, спасибо, до свидания» - такого же не было. Был диалог. Это доминация или что?

Есть работа, есть требования футбола. Бесков эти требования предъявлял, мы их принимали. Поэтому «Спартак» при нем играл в отличный футбол и добивался результата. Я ответил на ваш вопрос?

***

- Другой великий доминатор, Фабио Капелло, говорит: «Главное в работе с командой – уважение со стороны футболистов. Оно является залогом дисциплины. А моя авторитарность выражается в том, что я требую выполнения тренерских установок. При этом считаю, что принимать решения лучше путем диалога».

- Все верно. Но ты же не можешь попросить футболистов об уважении. Уважения нужно добиться, заслужить его. Конечно, диалог – самая конструктивная форма общения в совместной работе. Это, кстати, к вопросу о том, как было раньше и что есть сейчас: во времена моей футбольной молодости тренер говорил – мы делали, не спрашивая особо объяснений. Но неизменны две вещи, которые управляют футболистом, – страх и интерес.

- Как они должны сочетаться, в какой пропорции?

- Точной формулы нет и быть не может, потому что каждый случай индивидуален. Можно сказать человеку: только победа, иначе я тебя выгоняю. Окей, один матч вытащили на страхе, дальше что? Другое дело, когда футболист находится в теме и понимает, что, зачем и почему мы делаем сегодня, завтра и потом. Понимает – и растет. Ему же интересно прибавлять, правильно? Если тренер заинтересовал игрока, втянул его в процесс, сделал значимым участником этого процесса, - вопрос решается сам собой. А заставлять каждый раз, изо дня в день – непродуктивно. В каких-то моментах, понятно, приходится и принуждать, но если брать на круг – только взаимный интерес может игрока и тренера долгое время держать на одной волне.

- Интерес – основной инструмент, страх – вспомогательный.

- Футболист всегда должен помнить про сидящего на лавке конкурента. Острая конкурентная среда – один из составных элементов спортивного страха. Это не только привычное, но и обязательное условие прогресса. Но опять же – вопрос баланса. Критика действий игрока, команды – один из базовых тренерских инструментов, это понятно. Однако если критики будет всегда больше, чем похвалы, метод может не работать. 25 процентов на критику против 75 на похвалу – такая условная математика. Что-то около.

Ну, например. Идет тренировка, подача в штрафную – и форвард проигрывает вратарю дуэль, которую, казалось, обязан был выиграть. Два варианта. Первый: «Почему не попал, почему не забил?» - плюс созвучные моменту эмоции. Второй: «О, супер, вратарь у нас в порядке!». Получается, что для обоих стакан наполовину полон, как говорится. Вот на чем я предпочитаю строить работу. Не забил – вратарь хорош, не отдал – защитник грамотно сыграл, прочитал эпизод, и так далее. Критике нужно находить правильное место, правильное время и правильный тон, чтобы она работала. Не готов сказать, что всегда этому правилу следую и буду следовать, но чувствовать баланс крайне важно.

- Случается, да, что зашкаливает?

- Расскажу недавний случай. Дело было в Венгрии. Мы выиграли очередной матч со счетом 3:0, но после финального свистка, в раздевалке, я одному молодому, 22 года, футболисту кое-что высказал на эмоциях. Вижу: не осознает, о чем речь, и это не есть good. Ладно. На следующий день смотрю видео и понимаю, что не прав был я, а не он. На собрании, на разборе, при всей команде говорю: «Извини, я ошибся, все претензии отменяю». После тренировки подходит второй тренер, венгр, опытный, видавший виды специалист: «Что это было? Такое впервые в моей практике».

Ну а как иначе? Во-первых, команда наверняка еще вчера решила, что коуч излишне, не по делу погорячился. Понятно, что пошло обсуждение, напряжение возникло. Во-вторых, дело даже не в личном ущемленном самолюбии отдельно взятого футболиста. Дело именно в команде. Прояснить ситуацию один на один – не проблема, но это был не тот случай. Если такой частный, казалось бы, вопрос правильно, справедливо не решить, пострадает как раз команда. Управлять ей будет труднее. От чего тут прятаться? От кого?

- Еще один любопытный посыл от Капелло: «На мой взгляд, тренеру гораздо сложнее работать над техникой, чем над тактикой, - хотя бы потому, что его функции не ограничиваются наблюдением за процессом. Тренер должен уметь поправить футболиста, а чтобы уметь поправить, он обязан не только знать, как это сделать, но и уметь это делать. Так что техника, техника и еще раз техника – с первого дня карьеры до последнего!». Что скажете?

- Во-первых, согласен. Во-вторых, добавлю: техника плюс скорость. С Капелло, кстати говоря, мы довольно часто пересекались на динамовской базе в Новогорске, куда нередко заезжала сборная России. Не скажу, что разговаривали часами и обо всем, но возможность общаться с Фабио была. У нас очень добрые сложились отношения.

***

- Решили для себя дилемму, опираясь на богатый и такой разнообразный опыт: вы тренер клуба или тренер сборной?

- Я – тренер. Всегда говорил: тренер национальной сборной – не приглашение, а назначение. Государственная должность. И только сейчас многие начинают понимать, что я имел в виду. Когда назначили в сборную, были некоторые вопросы и проблемы, конечно. Первые 3-4 месяца прошли в режиме своего рода ломки, потому что где ты – и где твои футболисты? Но со временем баланс был найден, и теперь работа в сборной для меня – не абстракция, а осознанная реальность, в которой я кое-что понимаю.

- Я к тому, что Бог дал вам здоровья, энергии – на зависть. Не трогать каждый день мяч, не чувствовать запах стриженой травы, а сидеть в кабинете или на трибуне, - мне кажется, для вас это тягостная история.

- Нет. Ну как объяснить? Мы немножко old school, старой школы люди. Мы только лишь философски рассуждать не привыкли. Есть цель, задача, ты впрягся, ты отвечаешь за процесс и результат – тут не до рефлексии. Что в клубе, что в сборной, никакой разницы нет. Ты не должен уже о чем-то второстепенном думать – удобно ли тебе, комфортно ли. Самое главное, чтобы взаимопонимание с работодателем было. Потому что иногда получается так, что цели вроде бы одни и те же, а понятия и принципы никак не стыкуются. Пути достижения этих целей разные. Вот это важно совместить.

И еще раз: я не могу абстрактно думать. Не приучен, не умею. Всего несколько месяцев прошло после «Ференцвароша», а многим кажется, что несколько лет. Мне очень не нравится, когда слухи «назначают» тренера Черчесова – то в клубы, то в сборные. Начинаются эти закадровые обсуждения: а захочет ли, а сможет ли? Не люблю обсуждать то, чего нет. Появится конкретика – будет и предметный интерес к теме. Главное на сегодня что? Желание работать. Есть оно? Есть. На этом пока точка.

***

- Знаю, что вы читали лекции в УЕФА. Это было недавно, это было давно?

- Да, несколько раз приглашали, когда тренировал сборную. Вполне типичная для УЕФА практика, особенно после чемпионатов мира и Европы. Аудитория серьезная, профессиональная, специалисты со всего мира, а ты, как участник события, – один из спикеров. После «обязательной программы» тебе задают вопросы, ты на них отвечаешь.

Особенно много вопросов было в 2018-м. Коллег интересовало, как так вышло, что на сборную России особо не рассчитывали, а она чего-то добилась. Это, конечно, полезное знание и важный опыт. Вот когда мне говорят: слетай, условно, в «Барселону», посмотри, как там да что, поучись – я вежливо, но твердо отказываюсь.

- Почему?

- Что я там увижу? В больших клубах, где собраны суперзвезды, тяжело усмотреть что-то важное для себя. Разве что принципам управления звездной командой уделить время, но кто пустит тебя на клубную кухню? Значит, нет смысла терять время.

Понимаете, есть чемпионство официальное, а есть, скажу так, внутреннее. Когда твоя команда с предпоследнего места в таблице выходит на 7-е – это внутреннее чемпионство. Когда сборная России останавливается в сантиметрах от полуфинала мирового чемпионата – это внутреннее чемпионство. Вот что я имею ввиду.

- Футбольные эксперты, в том числе многие ведущие действующие тренеры, часто говорят о кризисе тактических идей: футбол, считают они, достиг в своем развитии некоего предела, он исчерпал себя. Ваша точка зрения на этот вопрос? Футболу есть куда расти?

- Если линейно – предел, наверное, близок. В том смысле, что свежие, принципиально новые схемы и идеи, способные потрясти мир, как это было в те славные времена, когда доминировали сборная Бразилии с Пеле, «Аякс» с Кройффом, «Милан» с ван Бастеном или «Барселона» с Месси – они, скорее всего, невозможны. Но прогресс, основанный на физическом и техническом совершенстве игроков, на искусстве управления командой – он если не бесконечен, то очень далек от условного финиша.

- Как говорил великий тренер Сезар Луис Менотти, чемпион мира 1978 года, схемы – это просто номера телефонов в тренерском блокноте…

- Вот именно. Другое дело, что ими нужно правильно пользоваться. В правильном русле, в правильное время и в правильном месте – чтобы номера этих телефонов отвечали на звонки, а не молчали.

***

- Опять мы пришли к понятию баланса. А если без философии, конкретно по игре – что такое баланс с точки зрения профессионального тренера? В простых терминах.

- Проще некуда. Вот две главные футбольные сущности: игра с мячом и игра без мяча. Баланс – это когда твоя команда всегда знает, что нужно делать на поле в данной конкретной ситуации. Когда у каждого футболиста в каждом эпизоде есть роль, и она твердо исполняется. Когда команда взаимодействует, то есть правильно располагается, создает или закрывает зоны, предлагает себя, блокирует соперника, читает замыслы, свои и чужие, пользуется ошибками и так далее. Когда мяч и соперник потеют больше тебя – что в обороне, что в атаке. Вот что такое баланс.

- Еще из области толкования терминов. «Контроль мяча – это диктат. Ты говоришь сопернику: я играю с тобой с позиции силы. Контроль мяча – это расчет только на себя. Привходящие обстоятельства побоку, факторы влияния неинтересны, играем сами! Контроль мяча убивает соперника, причем как физически, так и морально, потому что бегать за пустым пространством – унизительное занятие». Цитата принадлежит профессиональному тренеру. Красиво сказано, правда?

- Да, но дело в том, что контроль мяча – ни в коем случае не самоцель. Все зависит от того, какая у тебя команда, что она умеет. Вот ты на своей половине, в районе штрафной, контролируешь мяч, катаешь его поперек, набираешь статистику владения. Ну и катай хоть до утра, если больше нечем удивить! У соперника, наверное, свои взгляды на этот вопрос, и он готовит контраргументы. Ты не доставляешь ему проблем, не создаешь угроз воротам, поэтому берегись: рано или поздно он тебя накажет.

В футболе – а в современном особенно – часто побеждает команда, осознанно отдающая мяч. Шутка, в которой только доля шутки: в ¼ финала чемпионата мира-2018 сборная России за всю игру два раза владела мячом – на 1-й секунде, когда начинала с центра поля, и на 13-й минуте, после того, как испанцы забили свой гол. Все остальное время мяча у нас не было. Но кто в том матче вышел победителем?

- Как вы объясняете для себя новую мировую тенденцию – массовую миграцию звезд в Саудовскую Аравию? Если убрать из схемы большие деньги, конечно. К чему это приведет футбол?

- Есть здесь свои плюсы, есть минусы. В целом тенденция не новая, мы много повидали таких примеров: были в свое время США, была Япония, был Китай. Трудно сказать, какую цель ставят перед собой саудиты. Возможно, они создают долгосрочную перспективу – например, получить через какое-то время чемпионат мира. Как бы там ни было, запретить миграцию невозможно. Другое дело, насколько хватит запала. Японцев с китайцами хватило на несколько лет – что-то, видимо, не срослось, вмешались политика с экономикой.

- Мода – явление цикличное.

- В любом случае неплохо, что на футбольной карте появилась еще одна страна с возможностями, с потенциалом для развития игры. Врать не буду, не так много я смотрел матчей, но те, что видел, подтверждают: игроки в Саудовскую Аравию приехали классные, что там говорить. Есть возрастные вроде Криштиану Роналду и Бензема, есть футболисты, которые в самом соку. Но конкурентную среду надо поднимать. Она в зародыше, многие команды не сформировались, полноценной лиги там пока нет. Но, думаю, тенденция может получить правильное развитие.

***

- Девиз великого бразильского литератора Паоло Коэльо: «Существует великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по-настоящему чего-то желаешь – ты достигаешь этого». Вам подходит?

- Согласен с тем, что желать – надо. А вот достигнешь ли… Это не только от человека зависит, потому что человек лишь предполагает, а располагает – Господь. Другое дело, что цели расставлять нужно правильно, грамотно. С одной стороны, не переоценивать свои возможности, с другой – не принижать их. И здесь мы опять возвращаемся к балансу. Если ты четко понимаешь, на что способен – тогда да, вперед. Это очень важно: видеть финишную ленту, которую надо порвать вперед всех. Бежать в никуда, закрыв глаза, - наверное, тупиковый вариант…

chevron_leftВозврат к списку