22 Ноября 2024
Главный тренер «Ростова» и сборной России Валерий Карпин — одна из самых влиятельных и публичных персон в российском футболе. Специалист не боится рубить правду и высказывать мнение о судействе, развитии футбола, комментаторах и другом. Во время заключительных в 2024 году сборов национальной команды он рассказал об отношениях с Глебовым, Дзюбой и Черданцевым, о принципах в выборе соперников сборной, об усталости от постоянных разъездов на поездах и автобусах и о семье.
— Валерий Георгиевич, ваш сбор проходил на базе «Краснодара». Это лучшая футбольная база, на которой вы бывали? — первый вопрос Карпину.
— Наверное, да. Шикарная база. Здесь есть все, что надо.
— Вам как тренеру принципиально было проводить сборы именно в Краснодаре?
— Если играть в Краснодаре, то со всех точек зрения понятно, что сбор надо проводить тоже здесь — с точки зрения логистики, погоды. Какой смысл тренироваться в более прохладной Москве? Или в чем смысл заниматься, например, в Сочи, если здесь условия лучше и тут будет игра?
— Недавно пресс-служба сборной выкладывала видео — Тюкавин и Мостовой играли в бильярд. Чем вы занимаетесь на сборах в свободное время?
— Футболисты потренировались и ушли играть в бильярд. Нам же есть чем заняться — разобрать игры и тренировки, подготовить что-то по теории на следующий день. Понятно, что пытаешься находить свободное время: например, сегодня можно поработать до двух часов ночи, чтобы завтра утром поехать поиграть в падел.
— Вы же большой любитель падел-тенниса?
— Дело не в том, что любитель. Просто лишний раз не мешает подвигаться, получить нагрузку.
— Не хотели бы заявиться на какой-нибудь турнир в свободное время?
— Некогда. Но в отпуске буду играть — 100 процентов!
«Спартак» хочет Глебова? Может, я самолет хочу, но денег нет»
— Недавно вышел ролик «Прочитай по губам», где вы участвовали вместе с Глебовым. Данил буквально с полуслова вас понимал, это уникальная связь.
— Там 100 процентов подмухлевали, и он слышал, что я говорю. Иначе нереально все так отгадывать и читать по губам.
— Может быть, он настолько привык к вашей мимике?
— Может. Возможно, я все время говорю, он на меня смотрит и уже по губам меня понимает.
— Данил — самый умный футболист, с которым вы работали?
— Не могу так сказать. Самый внимательный, дисциплинированный — это да. Не тупенький… (Смеется.) Один из самых умных, можно так сказать.
— На ваш взгляд, не потерял он мотивацию после того, как его не продали в «Спартак»?
— Я этого не заметил.
— Со стороны кажется, что Данил стал менее ярким.
— По-моему, нет. Вы его видите в «Ростове». Если бы сейчас у команды были другие результаты, вы говорили бы, какой Глебов прекрасный. Результаты у нас не такие яркие — соответственно, все выглядят не так ярко. Но я не вижу проблем с его мотивацией.
— Но вам не кажется, что Глебов по своему уровню пересидел в «Ростове» и ему пора двигаться дальше — если не в «Спартак», то еще выше?
— Что значит «пересидел по своему уровню»? Он что, Месси? Он сейчас в «Ростове». Какой у него будет следующий шаг, посмотрим. Если кто-нибудь захочет его подписать — окей.
— «Спартак» хочет.
— Я тоже много чего хочу. Может, самолет хочу, но денег нет. Если это вопрос переговоров, значит, пускай разговаривают. У Глебова долгий контракт. Его перспективы — играть в «Ростове». Он же подписал договор.
— Вы будете за него рады, если он уйдет куда-нибудь на повышение?
— Как тренер «Ростова» я не буду рад. Команда потеряет важного игрока. Но за него как за человека можно будет порадоваться, если его все устроит.
— В ролике с вами Глебов рассказал, что вы называете футболистов «жиробасиками». Над кем чаще всего шутите?
— Над всеми жиробасиками. Чаще всего в «Ростове» такое происходит в начале сборов.
— Тема правильного питания для вас не чужда. Ранее Максим Глушенков заявил, что после матча может выпить две кружки пива. Расскажите, что в итоге правильнее для организма футболиста — пиво, кола, вода или что-то другое?
— Лучше — вода. После игры, естественно, надо пополнять водный баланс организма. Если выбирать между колой и пивом, то пиво лучше. Это хотя бы не химия. Но вопрос в объеме: две кружки по пол-литра — ничего страшного. Как и от одной бутылки колы ничего страшного не произойдет.
«Я, Мостовой, Онопко и Кафанов не обыграли бы Бруней»
— Вы играли против не самого сильного соперника в Краснодаре, где закрыт аэропорт. Условный Миранчук мало того что отправился в кругосветное путешествие, так еще и проехал на поезде несколько часов.
— Абсолютно ничего страшного. Из Америки в Японию летают же люди. Один раз прилететь можно. А как мы ездим каждый раз на поездах и автобусах из Ростова?
— Вы уже привыкли.
— Вы считаете, что к этому можно привыкнуть? Невозможно! «Мы привыкли, потому что часто ездим» — это бред сумасшедшего. Это очень тяжело. Но никто же не умер. И Миранчук не умрет. Не вижу никакой проблемы.
— Александр Мостовой заявил, что на поле с Брунеем могли бы выйти вы, Онопко, Кафанов, и все равно сборная России победила бы.
— Не согласен! Мы не обыграем Бруней. Ни я, ни Мостовой. Он даже в матче ветеранов не играет. Утрировать можно, но это все не так.
— Но ведь понятно, о чем он говорит: уровень соперника не соответствует сборной России, поэтому вопрос — нужен ли такой соперник?
— Нужен, другого нет. Нам надо собираться, чтобы устраивать шоу или чтобы проводить матчи, которые идут в рейтинг ФИФА?
— В РФС говорят, что собираться надо для того, чтобы люди видели, что сборная существует.
— Вот, увидели с Брунеем. Говорите, это не показатель уровня сборной? Открытая тренировка тоже не показатель.
— Что тогда показатель?
— В данной ситуации — игры с Сербией, с Камеруном. Но пока нет такой возможности. РФС делает все возможное, чтобы соперники были сильнее.
— У вас есть понимание, что весной игры с такими соперниками будут?
— Возможно, да. Никто пока наверняка не знает.
— Гипотетический вопрос. Есть какая-то команда, с которой вы как тренер сборной России хотели бы сыграть?
— С любой топовой командой. Без разницы.
«Соберите сборную клубов РПЛ и играйте с Медиалигой, а официальная сборная России должна играть против других сборных»
— Ранее вы сказали, что сборные должны играть со сборными, а клубы — с клубами. Получается, вы не поддерживаете опыт, которым воспользовалась Мексика — она сыграла с «Валенсией»?
— Почему Мексика играет с клубом? Потому что есть отборочные матчи и команда готовится к ним через игры с клубами. Все другие сборные физически заняты — у них встречи отбора на ЧМ, Лиги наций и других турниров.
— Сборная России была свободна.
— Не срастается все за три секунды. Это вопрос длительных переговоров. Захотела бы Мексика сыграть с нами — мы были бы рады. Но сборная никогда просто так не играет с клубами. Это вопрос подготовки к каким-то другим матчам и турнирам.
Если бы у нас 19 ноября была официальная игра отбора, а сейчас дата была бы свободной и нужен был соперник, чтобы провести двусторонку, тогда бы мы сыграли с кем угодно — условно с тем же «Краснодаром».
— Но если соперника не нашли, как в октябре, не лучше ли сыграть с клубом?
— Если соперника не нашли, то и собираться не надо. В октябре мы собрались, потому что думали, что будет игра с Пакистаном. Раз уж этого матча не было, то решили провести открытую тренировку. Она прошла великолепно, все были счастливы.
— Со сборной Медиалиги такая же история?
— Да, то же самое, что и клубы. Зачем нашей сборной собираться, чтобы сыграть с клубами или Медиалигой?
— Чтобы сделать шоу для болельщиков.
— Ребят, давайте соберем сборную клубов России и сыграем с Медиалигой — прекрасное будет шоу. В НХЛ, в НБА играют Матчи всех звезд, создают шоу, дурачатся, счет 145 на 155 очков — пожалуйста.
Если есть возможность сыграть с любой сборной и это идет в зачет рейтинга ФИФА, то зачем нам создавать шоу? Чтобы собрать деньги? Пусть «Рейтинг Букмекеров» определит по своим оценкам лучших игроков клубов РПЛ, создайте из них сборную и делайте шоу — ради бога. Никто этого не запрещает. Я за. Зарабатывайте. Но официальная сборная России должна играть против других сборных.
— Давайте честно: вам самому интересно без какой-либо турнирной составляющей разбирать таких соперников, как Бруней и Сирия?
— Да, было бы интереснее готовить команду к матчам с более сильными соперниками. И вам было бы интереснее смотреть эти игры. Но и к Брунею, в принципе, интересно готовиться. И интересно тренировать футболистов, которые приехали в сборную.
— Но ведь даже не было понятно, кто приехал из сборной Брунея.
— Хорошо. Когда ты играешь с условными Лихтенштейном (203-е место в рейтинге ФИФА), Фарерскими Островами (117-е) или Сан-Марино (210-е, последнее), знаешь, кто оттуда приедет? Игры с Брунеем мы также искали, смотрели и разбирали бы, если бы там две недели назад не поменялся тренер.
— У вас была уверенность, что в Краснодар приехали не «люди из Брунея»?
— Да, такая уверенность была. Меня никакие новости не смутили.
«Дзюба? Могу обижаться на какого-то тренера, на президента клуба. Но точно не на игрока»
— Ранее Артем Дзюба заявил, что, если бы сейчас был матч отбора с Польшей, его бы вызвали в сборную России.
— Да, правильно. Он уже попадал в расширенный список. Потом что-то не срослось. Сейчас, если у кого-то что-то побаливает, мы их не вызываем — например, Головина. Но были бы официальные матчи отбора, мы вызывали бы всех лучших на данный момент.
— Дзюбу вы не рассматриваете в силу его возраста? Ему уже 36 лет.
— И в силу возраста, и есть другие нападающие, которые как минимум не хуже, по нашему мнению.
— Если бы не возраст, Артем сейчас проходил бы в состав сборной?
— Не знаю, я над этим не задумывался. Были бы официальные матчи, тогда смотрели бы большую обойму игроков.
— Его цитата: «По большому счету уже давно все забыто. Не знаю, как у Валерия Георгиевича, но у меня вообще никаких обид». У вас еще есть обиды на Дзюбу?
— Если бы у меня были обиды, я бы с ним не разговаривал и не включал бы его в расширенный состав сборной. На кого или на что мне обижаться? Я могу обижаться на какого-то тренера, на президента клуба. Но точно не на игрока.
«Кайфую от работы, но от других вещей устал»
— Вы сейчас кайфуете от тренерской работы?
— Что касается именно тренерской работы — да, я кайфую.
— В какой период тренерской карьеры вы кайфовали от работы больше всего?
— Наверное, в «Ростове», если говорить о пребывании в какой-то команде.
— За счет чего там лучше, чем в «Спартаке», с которым вы брали серебро?
— Обстановка в команде и в клубе, люди. «Ростов» — это большая семья.
— За последние годы у вас были предложения о работе от других сборных или клубов? Из-за границы?
— От клубов из-за границы — нет. Но от других сборных и российских клубов — были. Я хотел остаться в «Ростове», мне там нравится.
— Но вы больше двух лет катаетесь на поездах. Наверняка же устали.
— Устал. Меня спросили, посещают ли мысли об отставке — да, посещают. Но они не связаны с тренерством — от работы, тренировок и игр я кайфую. От других вещей устаю.
— Тогда назревает вопрос. Ваши мысли об отставке касаются сборной тоже?
— Нет. При чем тут сборная? Эти мысли не связаны с футболом.
— Представим: вы уходите из «Ростова». Будете заниматься только сборной?
— Да. Будет такая же работа, как была раньше, когда я был только в сборной. Только сейчас еще сложнее: раньше ты знал, к кому готовиться, а сейчас не знаешь. Здесь надо готовить твою команду, смотреть игроков. Сейчас это делать сложнее, чем тогда.
«Был готов в 2014 году тренировать «МЮ»? Сейчас тем более готов!»
— Миодраг Божович заявил, что у вас достаточно опыта и потенциала, чтобы работать в «Севилье». Льстит его мнение?
— Это его мнение, не более. Я читал слова Сергея Юрана и согласен с ним. У нас в России, к сожалению, поменялся менталитет: люди думают, что «там» (в Европе) что-то фантастическое, а у нас все плохо. Хотя там такие же футболисты, такие же условия.
— «Севилья» много раз выигрывала Лигу Европы. У нас кто-то может с ней сравниться?
— «Зенит». Не надо привязываться только к результату. «Севилья» выигрывала когда-то, так и «Зенит» тоже когда-то выигрывал Кубок УЕФА. И если бы сейчас он играл в еврокубках, может быть, выиграл бы.
— В 2014 году вы говорили, что «тренер Карпин готов тренировать «Манчестер Юнайтед». Прошло 10 лет.
— Сейчас тем более готов! (Улыбается.)
— Как тогда российскому тренеру попасть в такой клуб, как «МЮ»?
— Без понятия, у меня нет понимания. Для вас тренировать «Севилью» — это что-то невероятное. Приехали к нам Месси, Зидан, Митрович — сразу реакция: «А-а-а, это невероятно». Люди поклоняются им. В этом и поменялся менталитет. Раньше никто ни перед кем не преклонялся. В 90-х годах приезжал сюда «Реал» — ну, окей. «Барселона» — ну, окей. Ромарио, Стоичков — ну, окей.
— Когда «Ростов» при Бердыеве играл с «Баварией» и «Атлетико», было много восхищений, словно выиграли Лигу чемпионов. В этом же нет ничего плохого.
— Выиграть — это достижение, потому что это свершившийся факт. Но не надо преклоняться перед «Барселоной» или «Баварией» еще до игры. Да, это лучшие клубы мира, но там такие же люди — две руки, две ноги.
— Многие футболисты мечтают там играть, а тренеры — тренировать. Но вы не из тех, кто об этом мечтает?
— Почему нет? Но я не просыпаюсь утром с мыслями об этом. Будет предложение — будем разговаривать, не будет — никто не умрет.
— Кто, на ваш взгляд, сейчас лучший тренер в России?
— Семак. Если я назову кого-то другого, то люди скажут: «Семак же выиграл шесть раз подряд чемпионат». Значит, он лучший, отталкиваясь от результата.
«Жене идет роль ведущей, но мне эта профессия была бы неинтересна»
— Если покинете «Ростов», жить преимущественно будете в Эстонии? Ваша семья же там.
— Нет, в Москве. Сейчас дочки были в Ростове, но несколько дней назад уехали. Мы надолго не расстаемся. Жена сейчас в России.
— Вы смотрите новое шоу с участием вашей жены в качестве ведущей?
— Не все выпуски, но какие-то смотрел. Наверное, не мне судить, у меня предвзятое отношение, но, по-моему, ей идет эта роль.
— Ваша жена стала ведущей. Вы побывали на интервью у Федора Смолова. Не хотели бы когда-нибудь сами попробовать себя в роли ведущего?
— Нет, не хочу, мне это не интересно.
— Вы недавно завели собаку. Почему назвали Федей?
— Просто понравилось это имя.
— Это было ваше желание завести щенка? Может быть, часто с ним гуляете?
— Дети и жена захотели, они им больше занимаются. Но если надо выгулять — выгуляю, это не проблема.
— Рассказывая о собаке, вы написали фразу: «Пока не Жорик». У вас сейчас пять дочерей. Все еще хотите завести мальчика?
— Да, правильно понимаете.
— Вы верите условному Латышонку, который говорит, что может прожить на 30 тысяч в месяц?
— А что он включает в эту сумму? Кто-то живет на базе, там не надо платить за жилье, коммунальные услуги, за питание. Тогда, возможно, выходит 30 тысяч.
«Черданцев в своей профессии смотрит футбол. А смотреть и видеть — разные вещи»
— Вы с критикой прошлись по российским комментаторам.
— Подождите, это не критика, а мое мнение. И кто его как воспринимает, не мои проблемы. Меня спросили — я ответил.
— Вы с многими из комментаторов общаетесь, дружите. Никто на вас не обиделся?
— Лично мне никто ничего не говорил. Да, я со всеми знаком. Но еще до того, как сказал об этом в подкасте у Смолова, говорил о том же им прямо в лицо. Если кто-то воспринял это как критику, то она ранее была сказана им в лицо еще восемь или девять лет назад.
— Вы понимаете, почему была такая бурная реакция?
— Нет, не знаю, почему все так возбудились. Ничего нового я не сказал.
— Георгий Черданцев заявил, что разозлился на вас. Его цитата: «Раздражает, когда люди, которые некомпетентны в каких-то вопросах, начинают делиться вкусовщиной».
— Ровно то же самое. Тогда можно сказать, что люди, некомпетентные в футболе, начинают делиться своей вкусовщиной. Я им говорил, что футбольные нюансы — это вкусовщина, нравится им это или нет.
— Черданцев аргументирует свои слова тем, что он уже 30 лет находится в профессии комментатора.
— Да хоть 100 лет. Что он делает в этой профессии? Смотрит футбол. Смотреть и видеть — это разные вещи. Я смотрю на небо, но могу не видеть луны. Опять же, я только высказал свое мнение. Но если комментаторам и руководству все нравится, болельщикам и зрителям тоже, то это великолепно. Какие тут вопросы?
— Черданцев написал, что в Англии условный Гари Невилл комментирует гораздо хуже, а в России его за такой комментарий выгнали бы из эфира.
— Так никто не говорит, что Гари Невилл должен комментировать, он должен анализировать игру. А чтобы не было скучно - есть комментатор.
— Вы смотрели раньше матчи с комментарием Леонида Слуцкого?
— Да, мне нравилось.
— Недавно свой пост покинул губернатор Ростовской области Голубев. Черданцев увидел связь между вашими словами про отставку и увольнением губернатора. Не говорит уход Голубева о том, что у «Ростова» могут начаться проблемы?
— Даже наш президент уже сказал, что никаких проблем не будет. Какие еще вопросы? Зачем комментировать какие-то фантазии Черданцева?
«Российский футбол может развиваться в нынешней ситуации»
— На ваш взгляд, футбол в России может успешно развиваться в нынешней ситуации?
— Развиваться может. Но как он будет развиваться, мы поймем только тогда, когда сможем это с чем-то сравнить.
— Будь вы сейчас свободным тренером и имей предложения от топ-клуба России и середнячка из Европы, что бы выбрали?
— Чисто гипотетически об этом невозможно говорить. Смотря, какой клуб в России, какой середнячок в Европе, какие условия. И дело точно не в экономике, я говорю про условия работы — для чего берут, какие задачи.
— В России задач сейчас особо нет.
— Почему нет? Условно, выиграть чемпионат, попасть в тройку. Клуб говорит: «Мы хотим быть третьими». Это задача. Вы считаете, что это ничего не приносит, а клуб считает по-другому. Вы же не руководитель клуба.
— Вы часто говорите, что знаете своих футболистов, поэтому задача «Ростова» — не вылететь. Неужели команда не может претендовать на что-то большее?
— С какого перепугу? На что большее? Первостепенная задача — спастись от стыков. Дальше — другая задача. В позапрошлом году мы заняли четвертое место — хорошо. Выполним задачу спастись от стыков, тогда будем ставить задачу оказаться как можно выше. Пятое место лучше шестого, четвертое — лучше пятого, а третье — лучше четвертого.
— Если не получится занять третье место, разве вы не будете рады и четвертому?
— Нет. В позапрошлом году мы не были рады, что заняли четвертое место, потому что была возможность занять третье.
— Какая у вас тренерская мечта?
— Чтобы нас вернули к официальным соревнованиям.
— Вам 55 лет. Вы задумывались, сколько еще хотели бы работать тренером?
— Еще лет пять. Пока так. Может быть, потом что-то изменится — исполнится 60 и я захочу еще пять лет потренировать.
— Кем тогда видите себя через пять лет?
— Пенсионером. Буду воспитывать детей и внуков.
БЛИЦ-ОПРОС
— Красное или желтое?
— «Спартак» или «Ростов»? Желтое.
— Блондинки или брюнетки?
— Без разницы. Не зависит от цвета волос.
— «Барселона» или «Реал»?
— «Реал».
— ЦСКА или «Зенит»?
— «Зенит».
— «Зенит» или «Спартак»?
— «Спартак».
— Глебов или Кариока?
— Глебов.
— Федун или Арутюнянц?
— Арутюнянц.
— Эмери или Карпин?
— Эмери.
— Семья или футбол?
— Семья.
— Вечная жизнь или вечная слава?
— Вечная жизнь.
— «Ростов» или рай?
— «Ростов».
— Правая нога?
— Еременко.
— Левая нога?
— Алекс.
— Дриблинг?
— Макгиди.
— Скорость?
— Алмквист.
— Сила удара ногой?
— Дивеев.
— Удар головой?
— Голенков.
— Отбор?
— Осипенко.
— Футбольный интеллект?
— Глебов.
Источник: «РБ Спорт»