7 Июня 2024
В последнее время Российский футбольный союз, Министерство спорта РФ предпринимают немало усилий, направленных на изменение ситуации в детско-юношеском футболе. Но ситуацию эту, увы, по-прежнему никак не назвать благополучной: характерные проблемы продолжают накапливаться.
Ниже – основанные на опыте и многолетних наблюдениях соображения, которые, на мой взгляд, приближают к ответу на вопрос «Что делать?».
Николай Киселев,
мастер спорта, заслуженный тренер Российской Федерации
Движение по пути наименьшего сопротивления
Давно назревшие проблемы не могут решаться на основе устаревших подходов. В частности, подходов к оценке роли детского футбольного тренера. Современные программы подготовки, продвинутые методики, высокая соревновательная нагрузка – ничто без должного кадрового обеспечения.
«Тренерский вопрос» в эксклюзивном российском контексте давно стал мемом. Пока вокруг этой проблемы идут дискуссии, с большой футбольной сцены сошло несколько поколений игроков, причем каждое следующее – заметно слабее предыдущего. Ничего удивительного: устаревшие методики обучения детского тренера, унизительные материально-технические условия работы, включая оплату труда, – дань безвременью, в которое погрузилась наша страна на переломе исторических эпох. Но рубежный отрезок давно канул в Лету, а дань платится по сей день.
Кроме того, зачастую мы осознанно движемся по пути наименьшего сопротивления: нажимаем на количество, оставляя без должного внимания качество. Да, Минспорт и РФС проводят большую работу, однако к поставленным в ней акцентам есть много вопросов. В частности, насыщение календаря, увеличение количества детско-юношеских соревнований – это, конечно, замечательно, но в наших условиях появление все новых и новых турниров в ущерб правильно выстроенному тренировочному процессу нередко дает негативный эффект, тормозит развитие молодых игроков.
Управленческие решения зачастую принимаются людьми, не имеющими профессионального опыта. Принимаются они, такое ощущение, спонтанно, не будучи привязанными к реалиям жизни. Отсюда системные ошибки, которые оказывают негативное влияние на развитие футбола на протяжении достаточно длительного времени.
Путь наименьшего сопротивления – это и попытки слепого копирования чужих программ, и послушное исполнение рекомендаций УЕФА. Между тем один из важнейших пунктов Конвенции УЕФА гласит: «Программы подготовки и развития составляются исключительно на основе национальных интересов». Форматы, разработанные УЕФА, - всего лишь общий ориентир, но никак не руководство к действию, следствием которого становится дисбаланс с реальными потребностями.
Навстречу принципу шаговой доступности
Футбол – самый социальный вид спорта. То есть самый массовый, самый доступный, самый дешевый. В России этот его статус поставлен под сомнение. К великому сожалению, мы почти полностью утратили такой могучий ресурс, как дворовый футбол. Призыву «Вернем футбол во дворы!» так много лет, что его плакатная сущность уже вызывает горькую усмешку.
Формула социальности футбола очень проста. Ее ключевой элемент – шаговая доступность. В советские времена не избалованные достижениями цивилизации дети и их не замороченные проблемой детской безопасности родители твердо знали: дворовые баталии – лучшая школа жизни. А с учетом того, что эту «школу» тщательно мониторили закрепленные за территориями инструкторы по физической культуре и тренеры окрестных ДЮСШ, - еще и лучший профессиональный лифт. Идеальная модель селекции! Успеха в футболе добиваются наиболее подвижные, координированные, смышленые ребята. Именно эти качества и культивировал дворовый футбол.
Характерная же черта современных поколений игроков, которые готовятся в школах, в академиях, – повальная стандартизация. Они легко читаемы, наши юные профессионалы; импровизация – исключение, но не правило. Их действия понятны, логичны и предсказуемы. Поэтому турниры на детско-юношеском уровне часто превращаются в настоящие битвы, в которых нет места творчеству, а побеждает сильнейший в прямом смысле – сильнейший в единоборствах.
Социализацией футбола, его возвратом к принципу шаговой доступности должно озаботиться в первую очередь государство. Только тогда и можно будет говорить об эффективной практике развития детей в начальном возрасте. При всем уважении к клубным академиям и к группам, работающим на коммерческой основе, - это капля в море.
Рациональная инфраструктура. Дешево и сердито
Принцип шаговой доступности подразумевает развитую инфраструктуру, ибо футболист нынче пошел, скажем так, капризный. На гаревую поляну его калачом не заманишь, экипировку подавай фирменную, мячи – какими в РПЛ играют, ну и так далее. Это нормально, таково веление времени.
В унисон с велением инфраструктурная проблема в крупных городах России в последнее время, нужно признать, решается достаточно успешно. По крайней мере, с ситуацией 15-20-летней давности сравнивать не приходится: оборудованных площадок, находящихся в свободном доступе, стало в разы больше (провинция, которой и прирастает футбол, живет в этом плане ощутимо хуже: финансовые возможности разные). Да и первоклассных спортивных объектов в России хоть отбавляй. Прекрасные стадионы, великолепные Дворцы спорта – завистливый позавидует. Другое дело, что содержание таких объектов стоит огромных денег, и далеко не всегда они рентабельны.
Без стадионов и дворцов великая спортивная держава, конечно, обойтись не может, а вот инфраструктурная проблема в проекции на развитие и прогресс детско-юношеского футбола требует, на мой взгляд, более рационального подхода.
Например, у нас по-прежнему в большом дефиците малоразмерные площадки, не требующие ни больших затрат по созданию, ни особых усилий по уходу. В Англии, скажем, их огромное количество: 40 метров на 20 или около того, разметка штрафной площади плюс ворота – и ничего больше. Пожалуйста, выходи и играй в любое время. Учись забивать или защищать ворота.
Или манежи без обогрева, получившие распространение в северных (подчеркиваю) странах: тепло подведено только к раздевалкам, что значительно удешевляет эксплуатацию. Тренироваться – нет проблем, тем более что специальные стельки с подогревом для бутс тоже далеко не диковинка. В свое время, знаю, в Сызрани был такой манеж, сделанный по финской технологии.
Вот такие сооружения нам необходимы: простые, надежные, рациональные. Не обязательно высаживать вокруг площадок пальмы и украшать входы мраморными скульптурами. Между социальным подходом и сбалансированным стоит знак равенства.
Заочное тренерское образование – путь в никуда
Ликвидация региональных центров подготовки тренеров – системная ошибка. По сути дела, тренерская лицензия значительно обесценилась, потому что не только само обучение, но и защита категорий происходит теперь заочно. В том числе для тех, кто только начинает свой путь в профессии.
Нет «живой» комиссии, нет острых вопросов, проверяющих уровень реальных знаний, нет диалога с экзаменаторами, нет возможности развить и заглубить дискуссию. Когда тренер контактирует с членами квалификационной комиссии напрямую, возникает множество направлений, подразумевающих самые разные реакции. А умение отстоять свои планы, знания, навыки имеет для тренера огромное значение: в будущем придется и перед прессой держать ответ, и перед руководством, и перед аудиторией. Не говоря о команде.
Сегодня такого понятия, как очный экзамен, для тренеров в принципе не существует. Закрыл образовательный модуль дистанционно, не выходя из дома, – свободен. Подтверждение тренерской категории тоже оцифровано, беспокоиться не о чем. Главное – вовремя и в полном объеме оплатить услуги Академии тренерского мастерства.
Практика двухлетнего очного обучения в Высшей школе тренеров, которая считалась одной из сильнейших в мировой системе профессионального образования, вспоминается с ностальгией. Оттого и авторитет советской тренерской школы котировался максимально высоко, оттого и результаты клубов и сборных на международной арене были несравнимо выше нынешних.
Сейчас, правда, сравнивать некого и не с кем, но это явление в любом случае временное.
Спорная магия турнирной таблицы
В некоторых европейских странах с продвинутой методикой воспитания подрастающих поколений – таких, например, как Дания и Норвегия, - принята «безочковая» соревновательная система. До определенного возраста в детско-юношеских турнирах баллы за победы и ничьи не начисляются.
- Дети и так всегда играют на победу, им для этого не нужно ни табло, ни таблица. Цифры превратились в самоцель для тренеров и родителей, а мы хотим, чтобы матчи были для детей, а не для взрослых, - объясняют концепцию авторы. - Голы и очки, конечно, фиксируются, но исключительно для менеджеров. Они нигде не публикуются.
С такой постановкой можно спорить, потому что стремление к лидерству – важнейший момент воспитания личности, а процесс преодоления себя, умения принимать и победы, и поражения – важный социологический навык, который необходимо развивать на протяжении длительного времени. Поэтому правильнее говорить о балансе.
В российской футбольной реальности практикуется радикально другой подход. Часто можно слышать, как во время игры или после финального свистка тренер распекает детей за ошибки, за неважный результат. Порой и родители к процессу добавляются. Встречаются, увы, такие родители, которые вредят своим детям: вместо поддержки устраивают разборы.
Это на самом деле большая проблема, своего рода «бермудский треугольник»: тренер – ребенок – родитель. Проблема взаимоотношений в хрупком возрасте – умение видеть, подчеркивать и развивать хорошие, сильные качества юного футболиста. А над слабыми – работать, не превращая их в комплексы.
К сожалению, очевидным, казалось бы, аспектам, в процессе обучения тренеров практически не уделяется внимания. Хотя невозможно оспорить тот факт, что успешны только те тренеры, которые в совершенстве владеют знаниями в области психологии и педагогическими навыками. У таких специалистов, как правило, отбоя нет от детишек, желающих достичь в футболе каких-то высот.
Житейское наблюдение, но неоспоримое. Потому что тренировочной процесс в детско-юношеском футболе ориентирован не только на подготовку игрока, но и на воспитание социально ориентированной личности.
Убежден: оценка работы школы/тренера по результатам должна быть переориентирована на оценку по подготовке игроков. Какие условия были созданы для тренеров по оценке их работы, такие игроки и приходят в профессиональный футбол.
Зарплата детского тренера: унизительные цифры
«Достойный уровень оплаты труда детского тренера» - сколько это в цифрах?
Не нужно быть выдающимся экономистом, чтобы понимать: 15-20 тысяч рублей, которые получают детские тренеры, не задействованные в системах клубных академий или в коммерческих проектах, - унизительная планка. Полагаю, стоит ориентироваться как минимум на 70-80 тысяч – только в этом случае с правильно обученного, грамотного, мотивированного тренера, прямо заинтересованного в результатах своей деятельности, может быть спрос.
Мы очень хорошо знаем, какая тяжелая работа у врачей и учителей. И государство это прекрасно понимает, поэтому оплата их труда регулярно индексируется. А вот до детских тренеров руки пока не доходят, хотя от их знаний, умений и навыков также во многом зависит воспитание здорового поколения.
Будем надеяться, что новый министр спорта Михаил Дегтярев обратит внимание на эту проблему.
***
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- назрела острая необходимость в реформировании детско-юношеского футбола России на основе комплексного подхода и с учетом современных условий;
- необходимо на регулярной основе проводить профессиональные конференции с полномасштабным обсуждением подходов к воспитанию подрастающих поколений;
- определив, какие из методик наиболее полно соответствуют национально-культурным особенностям, выстраивать на этой базе собственную концепцию обучения и развития талантливых игроков.
Источник: журнал ООТФ «Футбол: трибуна тренера» (№3 за 2024 год)