4 Января 2024

Олег Романцев

Карьера игрока:

«Автомобилист» Красноярск (1971-1976; 60 матчей, 10 голов).

«Спартак» Москва (1976, 1977-1983; 180 матчей, 6 голов).

Олимпийская сборная СССР (1980; 6 матчей, 1 гол).

Сборная СССР (1980-1982; 9 матчей).

Достижения:

Бронзовый призер Олимпийских игр 1980 года.

Чемпион СССР 1979 года.

Серебряный призер чемпионатов СССР 1980, 1981, 1983 годов.

Бронзовый призер чемпионата СССР 1982 года.

 

Тренерская карьера:

«Красная Пресня» Москва (1984-1987).

«Спартак» Орджоникидзе (1988).

«Спартак» Москва (1989-1995, 1997-2003, консультант — 1996, 2009-2012).

Сборная России (1994-1996, 1999-2002).

«Сатурн» Раменское (2003-2004).

«Динамо» Москва (2004-2005).

«Ника» Москва (консультант — 2006-2007).

«Спартак» Москва (консультант – 2009-2012).

«Пари НН» Нижний Новгород (советник – с 2023)

Тренерские достижения:

Чемпион СССР 1989 года.

Серебряный призер чемпионата СССР 1991 года.

Чемпион России 1992-1994, 1997-2001 годов.

Бронзовый призер чемпионатов России 1995, 2002 годов.

Обладатель Кубка СССР-СНГ 1992 года.

Обладатель Кубка России 1994, 1998, 2003 годов.

 

Красноярский трудяга

Родившись под Рязанью и став символом нашего футбола в Москве, начинал Олег Иванович в красноярском «Автомобилисте». Именно в этот сибирский город переехала его семья вскоре после рождения младшего сына Олега. И во многом Красноярск стал определяющим для закалки характера будущего игрока и тренера «Спартака» и сборной. Именно там он понял, что такое зарабатывать деньги тяжелым трудом: помогая матери-одиночке, он подрабатывал грузчиком на каникулах.

Там же Романцев всерьез влюбился в спорт, хотя поначалу занимался баскетболом: школьная команда по этому виду участвовала в первенстве города и края, а самого Олега чуть позже даже выбрали капитаном сборной Красноярского края. Однако, попинав ногами (пока тренер отвернется) баскетбольный мяч, Романцев понял, что с футбольным это делать гораздо удобнее и интереснее и в 15 лет поступил в футбольную школу местного «Автомобилиста». Где играл, кстати, с будущим известным футболистом и тренером Александром Тархановым.

Уже в 18 лет Олег Романцев отыграл первый сезон за красноярцев. Правда, повысить в классе команду тому коллективу так и не удалось, как, впрочем, и их последователям: наивысшим достижением «Автомобилиста» при игроке Романцеве так и осталось пятое место во втором дивизионе.

 

Москва – Красноярск - Москва

В 1976 году удача улыбнулась талантливому защитнику. Его заметили и пригласили в московский «Спартак». Приехал он в перерыве между кругами чемпионата СССР. Наверняка пришелся бы он ко двору тут же (ведь первые матчи против «Зенита» и «Локомотива» защитник провел весьма удачно), если бы не требовательный характер футболиста. Олег Иванович всегда был очень самокритичен к себе, но и от других хотел того же. А в той команде не было согласия, взаимопонимания: того, за счет чего спартаковцы уже при тренере Романцеве добились очень многого.

Но пока это был лишь начинавший свою карьеру на высоком уровне игрок и поэтому Олег, не смирившись со своими душевными порывами, собрал вещи и вернулся в Красноярск. Соблюдая при этом всевозможную конспирацию: опередившие Романцева на самолете спартаковские функционеры так и не добились от предупрежденной матери информации о местонахождении ее младшего сына, а позже на все письменные уговоры вернуться в Москву Олег отвечал категорическим отказом. А в «Автомобилист», где, по мнению Романцева, коллектив был отличный, его приняли обратно с распростертыми объятиями.

«Спартак» тем временем вылетел в первый дивизион и стоял в шаге от пропасти. Благо, Николай Петрович Старостин усмотрел в главном тренере «Динамо» Константине Ивановиче Бескове спасителя «Спартака», человека, который выведет клуб на прежний уровень. Старостин не ошибся. А Бесков, в свою очередь, только зайдя на новый пост, стал добиваться возвращения Романцева.

Но последний оставался неумолим. И лишь только хитростью удалось спартаковцам «провести» талантливого игрока: в Красноярск было отправлено письмо с приглашением играть за сборную в Сочи - пролетом через Москву, что было тогда обязательным для каждого удостоившегося такой чести. Делать нечего: пришлось Романцеву ехать в столицу, а по прилете второй тренер «Спартака» сообщил защитнику, что матч национальной команды откладывается на неделю и что он может, дабы не терять форму, потренироваться в Тарасовке.

 

Опора «Спартака»

Как оказалось позже, все это было спланировано Бесковым, чтобы наглядно показать строптивцу, как изменилась обстановка в московском клубе. Романцев посмотрел, потренировался, да и остался в «Спартаке». В год возвращения он вместе с красно-белыми вышел в элиту, отыграв за команду 15 матчей. А уже в следующем сезоне Олег Романцев в первый и, как оказалось, последний в своей карьере футболиста раз стал чемпионом страны.

Тем не менее к Романцеву нельзя было предъявить никаких претензий. За короткое время пребывания в столице Олег стал настоящим оплотом обороны красно-белых и одним из тех немногих футболистов, с кем советовался сам Бесков. Романцев отлично читал игру и вызывал доверие у своего тренера.

Перед московской Олимпиадой защитника пригласили в олимпийскую сборную СССР, теперь уже по-настоящему. И это было неудивительно: ведь наставником той команды был Бесков. Возможно, именно поэтому в составе было так много спартаковцев: Дасаев, Хидиятуллин, Романцев, Шавло, Гаврилов, Черенков… Той слаженной сборной удалось добиться весьма неплохого результата — третьего места: в полуфинале наши футболисты уступили команде ГДР, а в матче за третье место одолели извечных соперников югославов.

В том же году поступило приглашение и в главную команду страны, в составе которой за три года Романцев сыграл девять матчей. Участвовал защитник и в играх отборочного этапа к чемпионату мира 1982 года. В своей группе в итоге сборная СССР заняла первое место с 10-очковым отрывом от Чехословакии, но Романцеву довелось сыграть лишь в одной встрече отборочного турнира.

 

Начинающий тренер

Завершил карьеру игрока Романцев рано, даже не достигнув тридцатилетия. Виной тому травма. Олег Иванович поступил в аспирантуру института физкультуры, где готовил диссертацию, и тут Старостин предложил ему место главного тренера в «Красной Пресне», выступавшей тогда во второй лиге чемпионата CCCP.

Первый сезон не получился: лишь 13-е место в дивизионе. Зато уже в следующем «Пресне» удалось выиграть Кубок РСФСР. А в дальнейшем через эту команду (надо думать, не без «воспитательного» таланта Романцева) прошли такие знаменитые в будущем спартаковцы, как Александр Мостовой и Василий Кульков.

В 1988 году начинающего тренера пригласили в лигу более высокую по ранжиру, но все же в провинцию — в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Думать над предложением надо было серьезно: руководство команды пугало тем, что в Москву уже после отъезда из нее не вернуться, не добиться в ней ничего.

Тем не менее Олег Иванович уехал в Северную Осетию, да еще и семью с собой «захватил». И опять фаталиста Романцева судьба свела со «Спартаком», пусть поначалу и не московским, пусть и в первой лиге. И снова 13-е место в дебютном сезоне. Тут уж сам Бог велел судьбе сделать решающий виток в футбольной жизни тренера.

В 35 лет его приглашают в московский «Спартак» на должность главного тренера. Многие считали это решение Старостина авантюрным, не имеющим смысла, но «дедушка», как называет его Романцев, знал, что делал. В первый год работы в новом «старом» клубе молодой наставник приводит команду к золотым медалям чемпионата СССР.

 

Мэтр

Авторитет Олега Ивановича в клубе рос час от часа и в конце концов достиг колоссальных масштабов. Спустя четыре года после возвращения в команду он официально закрепил за собой абсолютную власть в клубе, став президентом.

К тому времени спартаковцы уже были первыми, и при этом двукратными, чемпионами России. Тогда красно-белых боялись все без исключения. Кроме Валерия Газзаева, который, собрав добротную команду во Владикавказе, сумел в 1995 году стать первым после «Спартака» чемпионом России. Однако эта локальная неудача только подстегнула Олега Ивановича на дальнейшую трудовую деятельность. На год он ушел с поста главного тренера клуба, доверив его Георгию Ярцеву и вплотную занявшись сборной России, которой к тому времени уже руководил два года.

Приехав несолоно хлебавши с чемпионата Европы-1996, Романцев вновь заступил на пост рулевого вновь действующих чемпионов, и уже не проигрывал никому в России до 2001 года включительно. В этот период были и знаменитые победы над «Аяксом» и «Арсеналом», и несомненное превосходство во всех внутренних турнирах.

Романцев продолжал генеральную линию Бескова, основанную на умном комбинационном футболе. Особенно трепетно Олег Иванович относился к действиям полузащитников. Бесконечные «квадраты» на тренировках – и в игре средняя линия красно-белых не оставляет никому шансов. Мостовой, Карпин, Цымбаларь, Аленичев, Тихонов, Титов – каждого из них тренер «Спартака» сделал большим мастером.

В 1999-м Российский Футбольный Союз вновь попросил маститого тренера принять в управление сборную России для выхода в финальную часть европейского чемпионата в Бельгии и Голландии. И Олегу Ивановичу почти удалось чудо – если бы не фатальная ошибка Филимонова в октябре 1999-го, играть нашей сборной на Евро.

Только в 2002 году, уже после неудачного чемпионата мира в Японии и Южной Корее, Романцев перестал совмещать посты. Судя по все ухудшавшимся результатам «Спартака» в чемпионате страны, Олегу Ивановичу срочно требовался отдых. Но он сам себе его не предоставил, лишь отдав пост президента клуба Андрею Червиченко и покинув сборную.

И только в следующем году, когда красно-белые занимали сенсационное по тем временам 12-е место в чемпионате России, а в прошлогодней Лиге чемпионов проиграли все шесть матчей в группе с общим счетом 1:18, — только тогда Олег Романцев ушел. И, казалось, после такого «финиша» дорога на пост главного тренера где-либо ему заказана еще надолго.

 

Неудавшийся финал

Однако уже спустя два месяца Романцев принял раменский «Сатурн», который жаждал попасть в еврокубки, уплывавшие у него буквально из-под носа. Еще в начале сентября подмосковная команда занимала второе место в чемпионате, но в итоге оказалась на седьмой позиции. Не вышло у Олега Ивановича, хотя свой «Спартак» он все же опередил.

Из Раменского Романцев ушел в феврале 2004-го, но уже спустя семь месяцев был приглашен в тонущее московское «Динамо» на должность тренера-консультанта, а уже через месяц заступил на пост главного тренера. Выполнить задачу ему удалось: «Динамо» осталось в элите, но в мае следующего года Олег Иванович ушел в отставку…

Фактически тогда и закончилась тренерская карьера Романцева. Долгие годы болельщики красно-белых ждут, когда Романцев вернется в клуб и вернет ему роль флагмана российского футбола. Правда, сам Олег Иванович никуда не рвется, занимаясь домашними делами и получая удовольствие от обычной жизни. А другой, напряженной и стрессовой, он больше не хочет, на что имеет полное право – в футболе Романцев абсолютно все и всем давно уже доказал.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Про празднование юбилея

- 70 лет - это небольшой праздник. [Ринат] Дасаев тревогу бил: давай чего-нибудь организуем. Я говорю, что нет, я ничего делать не буду. Они хотят сделать какой-то матч, я буду только рад, потому что моя единственная просьба или пожелание в том, чтобы увидеть как можно больше своих ребят, с кем я работал, с кем играл, пообщаться.

Очень скромно отмечаю [дни рождения], я даже не помню, чтобы что-то так праздновал. Не знаю, почему называют 70-летие праздником. Юбилей какой-то. Праздновать - это, наверное, 18-летие, единственный праздник, остальное - все такое.

 

Про возможную работу тренером

- Не думал об этом. Нет, не смогу, все-таки я, видимо, работая в таком режиме, выжал себя надолго, если не до конца. Чтобы работать, нужно быть готовым 24 на 7 думать, двигаться, что-то делать, работать. У меня таких сил нет, я к футболу очень честно отношусь. Поэтому такой мысли нет.

 

Про тренерскую школу в России

- Я, честно говоря, не знаю, что такое учеба [на тренера], где учат, кто их учит. Мне трудно сказать, [есть ли кризис]. Сейчас все, что хочешь, что нужно, возьми, все показывают в интернете, любые тренировки любых тренеров, любые упражнения, все есть. Поэтому кто и где учит - не знаю. Я не думаю, что наша тренерская школа чем-то уступает какой-то зарубежной. Просто в связи с этими так называемыми санкциями сейчас на российских, не только футбольных специалистов, [не обращают внимания], у нас есть и тренерские школы фигурного катания, художественной гимнастики, разве они плохие? Но их тоже никуда не приглашают. Здесь дело не в их квалификации. Уровень наших специалистов достаточно высокий. Я смотрю команды и вижу, что в некоторых клубах есть недокомплект, но команды играют, значит, это тренерская работа. В прошлом году "Ростов" выступил хорошо, он был не укомплектован, но весь сезон вверху таблицы, это тренерская работа. Я с уважением отношусь к российской тренерской школе, желаю, чтобы ребята прогрессировали.

 

Про запоминающиеся матчи тренером и игроком

- Всегда, когда в первый раз становишься чемпионом, понимаешь, что это остается на всю жизнь. Первый раз игроком я стал чемпионом в Ростове ("Спартак" победил СКА (Ростов-на-Дону) со счетом 3:2 в заключительном матче чемпионата - прим. ТАСС), очень запомнился этот тяжелый матч, погода не очень хорошая. Если говорить о тренерской карьере, то, наверное, 1989 год с Киевом в Москве ("Спартак" обыграл киевское "Динамо" со счетом 2:1), но это был предпоследний матч, потому что у нас была еще игра в Вильнюсе. Первое всегда запоминается.

 

Про футбольную мечту

- Сейчас нет никакой футбольной мечты. Конечно, хочется, чтобы мои парни достигли большего, чем я, вот мечта. Что есть, то есть, я искренне говорю, чтобы кто-то из них переплюнул меня. Как футболисты они все меня переплюнули, потому что я один раз выиграл чемпионат СССР, а у меня один [Дмитрий] Ананко девять раз выиграл. Правда, у меня есть преимущество. Я один раз стал чемпионом 15 стран, тогда, как бы мы не говорили, все сборные были. "Динамо" (Минск) - сборная Белоруссии, "Динамо" (Киев) - сборная Украины, "Арарат" - Армения, "Нефтчи" - Азербайджан, и так далее, то есть все сборные были, а мы чемпионами 15 стран были. Если кто-то переплюнет меня как тренера, будет очень здорово.

 

Про пересечение человеческой и футбольной мечты

- Настолько пересеклись жизнь и футбол, что уже не отличаешь. Футбол - это и есть жизнь. Поэтому я не разделяю футбольную и обычную жизнь, это одно и то же. Как говорится, выбрал профессию по душе, значит не работаешь.

 

Про смысл жизни

- Много в этой жизни юмористов было, кто-то сказал, может [Валентин] Бубукин. Утром ничего не болит - значит умер. Есть такой капитан сборной Бразилии, по-моему, моего возраста - доктор Сократес, я думал, что это кличка такая, оказывается, что нет, он был хорошим доктором. Он сказал, что 30-летний профессиональный футболист имеет изношенность как у 90-летного старика. Может, чуть-чуть утрирует, но я понял, про что он говорит. Поэтому какой-то перспективы на жизнь не строю. Будет счастлива моя внучка. Живешь детьми, удовольствие получаешь от хорошего футбола. Слежу за всеми нашими, международных игр нет, смысл теряется, а кто из наших выиграет - мне все равно. Нужно, чтобы выигрывали не у наших.

Источник: ТАСС


С юбилеем, дорогой Олег Иванович!

От имени и по поручению представителей тренерского корпуса России – друзья и коллеги по «Объединению отечественных тренеров»

 

 

 

 

chevron_leftВозврат к списку