7 Июля 2019

«Объединение отечественных тренеров по футболу» и аналитическая группа «CreoSoccer.kz» представляет аналитический проект: «определению эффективности атакующих и индивидуальных действий футболистов».  

В наших планах проводить анализ топ-матчей каждого тур РПЛ. Но начинаем мы с матча за «Олимп-Суперкубок России», в котором «Локомотив» в упорной борьбе обыграл «Зенит» (3:2).

Напоминаем, что эффективность атакующих действий определяется по их скорости, которая принимается за оценку измерения качества и зрелищности.

 Показателями для вычисления скорости являются: 

- точные передачи в активную выгодную позициюна половине поля соперника,

 - количество ударов в створ ворот.

 - точно разыгранные комбинации: «стенка», «стенка на третьего», «забегание», «пропуск мяча», «скрытый пас» и т.д.  От количества, точности и разнообразия этих взаимодействий во многом зависит зрелищность матча.

10.0

 9.5

9.0

 8.5

8.0

 7.5

  7.0

6.5

6.0

5.5

5.0

4.5

4.0

3.5

3.0

2.5

2.0

1.5

1.0

17.9

-  

17.4

17.3 –

16.8

16.7 –

16.2

16.1 –

15.5

15.4 –

14.7

14.6

-

14.0

13.9 –

13.2

13.1 –

12.5

12.4 –

11.7

11.6 –

11.0

10.9

-

10.2

10.1

-

9.5

9.4

-

8.8

8.7

-

8.0

7.9

-

7.2

7.1

-

6.5

6.4

-

5.7

5.6

-

5.0

4.9

-

4.2

  






Зарегистрированные в матче показатели, с помощью специального алгоритма, позволяют определить  скорость атакующих действий в условных единицах, которые переводятся в 10-ти бальную шкалу, удобную для динамических наблюдений.

Примечание: в нижней строчке скорость  в условных единицах, в верхней строчке оценка по 10-ти бальной шкале.

Показатели матча

Команда

Точные передачи

Удары в

створ

Точные

комбинации

Скорость атакующих действий

Оценка качества игры в баллах из 10-ти

Зенит

 2-3

 

21

5

Всего - 5

Стенка на третьго - 4

Забегание-1

 

13.2

 

7.0

Локомотив 

3-2

 

25

7

Всего - 5

Стенка-1, Стенка на третьго - 3

Пятка - 1

 

15.5

 

8.5

 

Зрелищность матча 8.0 баллов, определена как сумма скоростей (28.7 у.е.) по шкале зрелищности.

10.0

 9.5

9.0

 8.5

8.0

 7.5

  7.0

6.5

6.0

5.5

5.0

4.5

4.0

3.5

3.0

2.5

2.0

1.5

1.0

33.0

32.0

31.9    

31.0

30.9    

30.0

29.9    

29.0

28.9   

28.0

27.9

27.0

26.9   

26.0

25.9    

25.0

24.9   

24.0

23.9    

23.0

22.9

22.0

21.9

21.0

20.9

20.0

19.9

19.0

18.9

18.0

17.9

17.0

16.9

16.0

15.9

15.0

14.9

14.0






Выводы

Великолепный матч! Очень хорошие показатели коллективных атакующих действий. И это на старте сезона. «Планку» установили очень высоко!

Оценка эффективности индивидуальных игровых действий 

В настоящее время в футболе измеряется и подсчитывается  огромное количество показателей:  рост, вес, процентный состав тела, ЧСС во время игры, передачи, удары, перехваты, скорость бега,  и т.д.

Интерес  к этому процессу объясняется тем, что при регистрации игровых показателей получаются  реальные цифры, которые позволяют провести объективный анализ игры, для того, чтобы тренер имел возможность  принять, в случае необходимости, обоснованное  управленческое решение по коррекции тренировочной работы.

Сбором соревновательных показателей занимаются известные компании: ProZone, MatchAnalysis, StatDNA, InStatFootball.  Все, что происходит на футбольном поле, тщательно регистрируется, а информация пересылается в клубы на 60 - 65 и более страницах. 

Безусловно, множество цифр и графиков имеет свои преимущества. В тоже время, в повседневной практике есть ситуации, когда эффективность индивидуальных действий можно показать одним числом.

Чтобы получить такой показатель необходимо  количественно оценить выполнение игроком основных действий, которые объединены в четыре  блока, относящиеся к атаке и обороне. 

К атаке относятся: 1. Удары, передачи, обводки  2. Потери  мяча, т.е.  действия, которые может сделать футболист, когда мяч находится у него.

К обороне относятся:  3. Единоборства  4. Отборы, перехваты  

Важно отметить, что оценка чего-либо всегда связана с точкой отсчета и единицей измерения. Например, чтобы измерить длину,  нужна линейка, на которой есть и то и другое.

 В нашем случае, для измерения эффективности индивидуальных действий,  точкой отсчета  служит количественная  модель игровой позиции, а единицей измерения - точно выполненные технические приемы футболиста, который  играет на этой позиции.

Модель игровой позиции– это общее количество технико-тактических действий, которое определяет эту позицию в выбранной системе игры. 

 В разных системах разное количество позиций. Например, в системе 4+2+3+1 их  шесть: крайний защитник, центральный защитник, центральный полузащитник, атакующий полузащитник, крайний нападающий и центральный нападающий. 

В системе 5+3+1+1 семь  позиций.

 Модели игровых позиций для российских команд Премьер-Лиги были определены с использованием статистики InStatFootball в сезоне 2017-2018 гг. В настоящем проекте также используется информация этой компании. 

Способ получения показателя эффективности покажем на примере расчета оценки одного из блоков - отборы   и перехваты.  Сумма этих точно выполненных  приемов  сравнивается с модельными  показателями по 10-ти бальной шкале. Для каждой игровой позиции своя 10-ти бальная шкала оценок. 

Например, для  крайнего  защитника в игровой системе 4+2+3+1 она имеет следующий вид:


Количество отборов и  перехватов

12

11

10

9

8

7

6

4

3

2

Баллы

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

 

 



Для центрального нападающего шкала другая, она обусловлена игровой позицией футболиста:

 

Количество отборов и перехватов

6

5

4

3

2

1

 

 

 

 

Баллы

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

 

 

 

    

Аналогичным образом определяются баллы за точно выполненные: (передачи, обводки, удары), (потери мяча) и (единоборства) по всем игровым позициям в выбранной схеме команды.

Оценка эффективности для каждого игрока получается делением общей суммы  баллов на число блоков, т.е. на цифру 4. 

К полученной таким способом оценке, в ряде случаев, прибавляются либо вычитаются   дополнительные баллы.

Дело в том, что есть много примеров, когда футболист играет неудачно, но одним точным ударом может принести победу своей команде. Есть примеры противоположного свойства, когда единственная ошибка приводит к поражению. 

 Такие действия оцениваются следующим образом:

1.      начисляются 2 балла за забитый мяч , 

2.      1 балл за самоотверженные действия в обороне, голевую передачу, активную борьбу в штрафной соперника, которая привела  к взятию ворот.

3.       вычитается 1 балл за результативную ошибку, которая повлияла на результат игры  и 2 балла за ошибку, которая повлияла на итог матча.

Практикой установлено, что получаемые описанным способом оценки имеют высокую степень надежности и информативности. В связи с изменением лимита на легионеров к сезону 2020-2021 гг. для российских клубов Премьер-лиги  мониторинг эффективности  игры футболистов является очень важным.

Эффективность индивидуальных игровых действий  в матче «Олимп-Суперкубок-2019»

«Зенит»


 

 

     Супер Кубок

Зенит-Локо

2-3

 

Ф.И.

 

 

 

t

игры

Модель игровой позиции

 

 

Сумма

ТТД в игре

 

Активность

в % от модели

№1 Передачи

Обводки

Удары

№2

Потери

№3

Отборы

 

Перехваты

№4

Единоборства

 

Сумма

баллов

 

Средняя

оценка

 

Доп.

баллы

(+)

(-)

Итоговая

оценка

19

Смольников

99

90

73

81

7

9

3

6

25

6.25

+1

7.25

6

Иванович

99

80

86

107

9

8

4

3

24

6.00

 

6.00

44

Ракитский

99

80

107

133

10

5

5

4

24

6.00

 

6.00

18

Жирков

99

90

77

85

7

8

9

6

30

7.25

 

7.25

16

Нобуа

47

100

50

100

7

2

2

3

14

3.50

 

3.50

27

Оздоев

95

100

100

100

9

10

10

8

37

9.25

 

9.25

10

Ригони

87

90

50

56

4

4

4

7

19

4.75

 

4.75

11

Дриусси

99

90

69

76

6

7

7

4

24

6.00

 

6.00

22

Дзюба

99

80

52

65

5

3

1

4

13

3.25

+1

4.25

7

Азмун

79

80

35

49

4

5

5

1

14

3.50

+2+2

7.50

21

Ерохин

52

100

36

72

6

7

4

6

23

5.75

+1

6.75

77

Джорджевич

19

80

15

88

6

3

1

6

16

4.00

 

4.00

20

Мак

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б\о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
































"Локомотив"


 

 

Супер Кубок

Локо-Зенит-

3-2

Ф.И.

 

 

 

t

игры

Модель игровой позиции

 

 

Сумма

ТТД в игре

 

Активность

в % от модели

№1 Передачи

Обводки

Удары

№2

Потери

№3

Отборы

 

Перехваты

№4

Единоборства

 

Сумма

баллов

 

Средняя

оценка

 

Доп.

баллы

(+)

(-)

 

Итоговая

оценка

2

Живоглядов

99

90

60

66

5

5

4

2

16

4.00

 

4.00

27

Мурило

99

80

44

55

5

5

4

5

19

4.75

 

4.75

14

Черлука

99

80

54

67

6

7

6

6

25

6.25

 

6.25

31

Рыбус

99

90

67

74

6

7

4

6

23

5.75

 

5.75

59

Ал.Миранчук

99

90

101

112

8

1

2

7

17

4.25

+2+2

8.25

7

Крыховяк

99

100

80

80

7

6

6

5

24

6.00

+1

7.00

6

Баринов

99

100

62

62

5

6

3

4

18

4.50

 

4.50

11

Ант.Миранчук

99

80

89

111

9

8

4

3

24

6.00

 

6.00

17

Жималетдинов

69

90

45

64

6

6

4

7

23

5.75

 

5.75

8

Смолов

96

80

63

78

5

5

4

6

20

5.00

+2+1

8.00

19

Эдер

29

80

24

100

5

3

1

5

14

3.25

 

3.25

3

Идову

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б\о

18

Коломейцев

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б\о




























 

Примечание: в столбцах №1, №2, №3, №4 не количество действий, а их оценка по 10-ти  бальной шкале.

 

Комментарий

Если оборона «Локо» не смогла нейтрализовать Азмуна, то защитники «Зенита» ничего не могли сделать с братьями Миранчуками и Смоловым.  Высокая эффективность их индивидуальных действий решила исход матча.

Хорошие показатели у «сборников»: Смольникова, Жиркова, высокие - у Оздоева.

Дзюба пока не похож на себя. 

Часть легионеров в командах  не показали своих лучших качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

chevron_leftВозврат к списку