26 Февраля 2020

Заслуженный тренер  РСФСР Николай Киселев и его коллега Сергей Мочалов специально для официального сайта ООТФ составили перечень с характеристиками футбольной команды, которые окажет помощь тренеру в поиске сильных и слабых сторон своей команды.

Анализ игры футболиста, как и всей команды в целом, чрезвычайно важен для улучшения качества игры, однако определение существенной информации и правильное ее применение в дальнейшем представляется зачастую довольно сложной операцией. Четкое умение определить проблемы и способность установить их приоритет - является показателем мастерства тренера. Данный перечень с характеристиками футбольной команды, окажет помощь тренеру в поиске сильных и слабых сторон своей команды.

Перед тем как тренер пытается получить достоверную информацию о слабостях своей команды, он должен понимать, что данный анализ является сложным вопросом. Если вы хотите сделать эту работу правильно, то вы должны пытаться проанализировать действия своей команды в четырех фазах игры:

- когда мячом владеет ваша команда (атака);

- когда мячом владеет соперник (оборона);

- действия команды в момент перехода владения мячом (переход из атаки в оборону/переход из обороны в атаку).


Затем вы должны перейти к анализу групповых взаимодействий линий защиты, полузащиты и нападения. Проанализировать взаимодействия между линиями, и уже потом перейти к анализу отдельных игроков. Команда соперника также может анализироваться с целью выявления слабых и сильных сторон. Чтобы получить полную картину игры команды надо ответить на несколько важных вопросов. 

6 вопросов, которые должен задавать тренер при анализе игры: 

Что? (системно повторяющиеся ошибочные действия)

Кто? (игрок(и), допускающие ошибочные действия) 

Где? (на каком участке поля допускаются ошибки) 

Когда? (в какой момент игры происходят ошибки) 

Почему? (по какой причине происходят ошибочные действия)

Как? (формирование упражнений и тренировочного процесса для улучшения игры)

Общий командный анализ

Если команда или игрок стремятся к успеху, они должны уделить должное внимание такому важному компоненту игры, как анализ матча. Информация, полученная в ходе анализа матча, станет основой для планирования дальнейших тренировок, а также поможет скорректировать цели и задачи предстоящего сезона.

Игровая схема (4-3-3, 4-4-2, 3-5-2 и т.д). Необходимо определить структуру команды стартовую и её трансформацию в обороне и в атаке.

- На каких позициях/зонах действует тот или иной игрок?

- Как распределяются задачи между игроками на поле?

- Старается ли команда доминировать на поле или же она строит свою игру на контратаках?

Мячом владеет команда соперника (оборона)

- Вся ли команда играет в обороне?

- В какой зоне на поле команда старается строить свою оборону?

- Какой метод обороны применяется: персональная опека или зональный метод обороны?

- Использует ли команда «офсайдные ловушки»?

- Как хорошо настроена взаимосвязь между вратарем и защитниками?

- Насколько агрессивно команда действует в обороне?

Мячом владеет ваша команда (организация атаки)

- Выбирает ли команда кратчайший путь для продвижения к воротам противника, без применения длинных передач?

- Или же команда преимущественно применяет длинные передачи при построении атакующих действий?

- В каком темпе команда строит свои атаки?

- Сколько игроков переходят на чужую половину поля при проведении атакующих действий?

- Есть ли в команде ярко выраженный  плеймейкер?

- Имеет ли команда системный метод по использованию игрового пространства?

- Какие игроки забивают мячи, и как команда создает голевые моменты?

Переключение между фазами игры

- Переход в фазу обороны, когда мяч теряется командой (Как это происходит?)

- Переход в фазу атаки, когда мяч переходит во владение команды (быстро или медленно?)

 Стандартные положения

- Анализ действий при стандартах в зонах поражения ворот;  /начальное расположение игроков/

- Анализ угловых ударов;

- Анализ аутов (есть ли игроки, способные далеко вбросить мяч)

- Анализ игровых линий

После проведения общего командного анализа, можно переходить к анализу действий линий защиты, полузащиты и нападения. Отправной точкой в анализе является изучение действий команды в тех же трех фазах игры (мячом владеет команда соперника, мячом владеет ваша команда, действия команды в момент перехода владения мяча (потеря и возврат).

Действия игроков линии обороны

1. Мячом владеет команда соперника (оборона)

- Как контролируются атакующие игроки противника (персонально, по зонам либо смешанно ) и как осуществляется страховка партнеров?

- Насколько хорошо выполняется опека с технико-тактической точки зрения?

- Играет ли команда со свободным игроком или же просто стремится создать ситуации численного большинства над нападающими соперника?

- Центральный игрок действует на позиции свободного защитника или же он занимает позицию перед линией защиты (является ли в данном случае игроком линии полузащиты)? Какую систему расположения игроков использует при начале атаки «из зоны обороны» команда?

- Насколько хорошо защитники взаимодействуют между собой и сохраняют ли компактность с другими линиями командной обороны?

- Насколько хорошо вратарь взаимодействует с защитниками?

- Насколько  активно в отборе действуют игроки и идут ли на перехват мяча?

2. Мячом владеет ваша команда (организация атаки)

- Делают ли защитники «забегания» в открытое пространство при построении атакующих действий?

- Насколько игроки обороны хорошо взаимодействуют при построении атаки?

- Как налажено взаимодействие между полузащитниками и нападающими для продвижения вперед от линии обороны? Как действует вратарь?

- Насколько хорошо техническое выполнение при построении атаки?

- Соблюдается ли плотность между линией защиты и полузащиты при атаках?

- Насколько хорошо выполняется смена позиций между игроками. Например, когда защитник идет вперед, кто прикрывает его зону?

- Насколько хорошо налажена взаимосвязь между линиями?

- Кто из защитников активно идет вперед при проведении атак?

- Насколько хорошо защитник выполняет завершающие передачи?

- Хорошо ли поставлен удар и пас у игроков обороны?

3. Переходные фазы игры

- Как быстро перестраивается линия обороны после потери мяча? /Реакция/

- Как быстро защитники перестраивается после возобновления владения мячом?

- Насколько хорошо при этом техническое выполнение?

- Насколько хорошо игроки взаимодействуют друг с другом (поддержка при отборе, открывание при владении)?

- Как быстро выполняются все необходимые действия при возобновлении контроля  мяча  в обороне?

- В каких зонах данные действия происходили?

Действия игроков линии полузащиты

1. Мячом владеет команда соперника (оборона)

- Какая формация игроков используется при обороне?

- Как контролируются полузащитниками игроки противника (персонально или зонально)?

- Насколько хорошо налажена взаимосвязь между полузащитниками?

- Какое расстояние между линией защиты и нападения при построении обороны?

- Применяют ли игроки средней линии попытки активного отбора или же обороняются пассивно?

- Где располагается линия полузащиты при обороне своих ворот?

2. Мячом владеет ваша команда (организация атаки)

- Как перемещаются игроки полузащиты после того, как команда перехватывает мяч? (Передвижение игроков без мяча с целью создания пространства для партнеров по команде. Перемещение в открытое пространство).

- Насколько игроки полузащиты хорошо взаимодействуют между собой при построении атаки?

- Как хорошо настроена взаимосвязь между защитниками и нападающими?

- Кто из полузащитников врывается при атаках в линию нападения?

- На кого возлагаются функции организатора атак?

- Кто из полузащитников ближе всего располагается к линии атаки?

- Насколько хорошо полузащитники выполняют завершающие передачи?

- Как хорошо действую полузащитники при завершении атак (удары по воротам)?

- Имеются ли характерные признаки при построении атак?

- Как создается пространство? Как используется ширина и глубина атаки? Как меняется направление атаки?

3. Переходные фазы игры

- Как быстро перестраивается линия полузащиты после потери мяча?

- Как быстро полузащитники перестраивается после возобновления владения над мячом?
- Насколько хорошо при этом техническое выполнение?

- Насколько хорошо игроки взаимодействуют друг с другом (страховка при отборе, открывание при владении мячом)?

- Как быстро выполняются все необходимые действия полузащитниками при возобновлении контроля над мячом?

- Насколько хорошо настроена взаимосвязь для передачи мяча между вратарем и линией полузащиты? Взаимосвязь между линиями команды?

- В каких зонах происходила смена владения мячом?

Действия игроков линии атаки

1. Мячом владеет команда соперника (оборона)

- Пытаются ли атакующие воспрепятствовать построению атаки противника?

- В каких зонах атакующие начинают активно играть в обороне?

- Как хорошо при этом налажена взаимосвязь с остальной командой (нет ли больших разрывов между линиями, которые противник мог бы использовать для построения атаки)?

2. Мячом владеет ваша команда (организация атаки)

- Как располагаются атакующие при построении атаки?

 - Как перемещаются атакующие после того, как команда перехватывает мяч? (Передвижение игроков без мяча с целью создания пространства для партнеров по команде. Перемещение в открытое пространство).

- Насколько хорошо игроки взаимодействуют друг с другом в линии атаки?

- Насколько хорошо нападающие взаимодействуют с полузащитниками?

- Какие функции выполняет нападающий в целом при построении атаки?

- Насколько хорошо технически атакующие оснащены (единоборства, обводки, удары)?

- Имеют ли атакующие, какие-либо ярко выраженные навыки?

3. Переходные фазы игры

- Как быстро атакующие вступают в отбор после потери мяча?

- Как быстро атакующие футболисты перестраиваются после того, как команда возобновила владение  мячом?

- Насколько хорошо при этом техническое исполнение?

- Насколько хорошо атакующие игроки взаимодействуют друг с другом?

- Насколько хорошо налажено взаимопонимание между атакующими игроками и вратарем?

- Насколько хорошо налажено взаимодействие между нападающими и полузащитниками?

- В каких зонах происходила смена владения мячом? 

Чтение игры (анализ игрового эпизода)

Для зрителей игра заканчивается с финальным свистком. Для футболистов и тренеров — лишь после заключительных слов тренера на разборе после матча.

Тренеру необходимо, понимать значение матча в общем контексте процесса обучения в детском футболе. 

Иными словами, если для младших и средних возрастов матч является средством обучения, то для старшего возраста и на взрослом уровне значение результата матча рассматривается в контексте достижения цели в соревновании(чемпионство, выход в более высокую лигу, премиальные и т.д.).

Исходя из всего вышесказанного весь процесс обучения, развития футболистов и футбольной команды можно представить:

Выбранный игровой эпизод:


1.     Что – потеря мяча при развитии атаки (ситуация преимущества 4х3)

2.     Кто – Правый центральный и правый защитники, опорный полузащитник, правый атакующий полузащитник. Три игрока соперника – центральный нападающий, крайний нападающий, атакующий полузащитник

3.     Где – на фланге во второй зоне

4.     Когда – в момент развития атаки и перехода из второй зоны в третью

5.     Почему – плохое первое касание правого защитника, несвоевременность открываний партнеров для взаимодействий, медленное принятие и исполнение решений

6.     Как – подбор упражнений и выстраивание тренировочного процесса для решения выявленной проблемы. 

Таким образом мы получаем возможность определить проблему в игре команды, отвечая на эти вопросы, которые служат для тренера «дорожной картой» и выстроить правильную последовательность работы тренера.

В дальнейшем мы рассмотрим варианты планирования тренировочного процесса при обучении подрастающего поколения футболистов.


chevron_leftВозврат к списку