13 Июля 2021

Известный в прошлом футболист, а ныне – заслуженный тренер страны Александр Тарханов решил поделиться с нами своими мыслями о проблемах детско-юношеского футбола. Мы разговаривали долго. Точнее говоря, это скорее был монолог. Мне оставалось лишь иногда задавать какие-то вопросы своему собеседнику, который был явно неравнодушен к тому, что происходит в последние годы в отечественном футболе.

- Накипело, Александр Федорович? 

- Накипело и не сегодня. Но вот последнее выступление сборной страны, все разговоры, которые начались после вылета команды из группового турнира чемпионата Европы, вялые попытки как-то обозначить озабоченность проблемами, которые только множатся в нашем футболе… И никто опять не хочет, видимо, говорить о том, а, что мы будем делать потом? Собираемся ли мы готовить смену, как готовить, кто это будет делать? 

- Вопрос хороший, только вот многие считают, что дело это очень неблагодарное. Больших денег детским тренерам не платят, желающих работать – не много, заниматься в регионах негде, футбол команд мастеров пропадает на Дальнем Востоке, кризис подбирается к Сибири, к Уралу…

- Все это во многом верно. Понимаете, у нас пропала та система, которая была в Советском союзе. Пропала система, пропала школа. Я вот вам приведу пример футбольной Германии. В 1998-м году Германия неудачно выступила на чемпионате мира. Затем был провал на Евро-2000 года и знаменитый Франц Беккенбауэр собрал всех футбольных специалистов, предложив им поменять существующую систему подготовки игроков. Сборная страны была очень возрастная. В 2002-м году эту новую программу приняли и Германия вернулась на прежние позиции. Уже в 2002-м сборная дошла до финала чемпионата мира. Немецкие специалисты побывали в разных странах, взяли лучшее. Например, после посещения Голландии они поняли, что нужна общенациональная программа по работе с молодежью, что, к примеру, возлагать надежды на клубы в подготовке молодых игроков для сборных – это направление не совсем верное. Не работает. Стали строить очень большое количество тренировочных баз по всей стране. «Программу поощрения талантов», как ее назвали, координировали специалисты из футбольного союза. Они ездили по базам, инструктировали тренеров, детей… Конечно, в то, чтобы программа приносила свои результаты, ее пришлось профинансировать. Программа была многоступенчатой. Суть ее известна, никто ни от кого ничего не скрывает. 

- Изучали?

- Изучал и очень внимательно. Обратил внимание, что в программе много внимания уделялось технической оснащенности детей и подростков. Насколько знаю, на техническую сторону обратили серьезное внимание и итальянцы. В 2004-м году они создали свою программу. Поставили конкретную цель – подготовку качественных футболистов и результаты пришли. Почему мы сейчас говорим уже о каком-то зарубежном опыте, а не о нашем? Ну, посмотрите, там же никто, как правило, не ставит перед собой целью на уровне детско-юношеского футбола обязательно добиться результата, занять какое-то место. У них даже во всех программах написано, что дети должны получать от футбола удовольствие. Не работать на футбольном поле, а играть и получать удовольствие. 

Я припоминаю 2010-й год, когда работал в Самаре. И там проходил турнир, в котором участвовали 17-летние итальянцы, немцы, испанцы и наши две команды: школы «Крылья Советов» и Академии Коноплева. Наших все обыграли легко и потом вице-губернатор Самарской области мне говорит: Александр Федорович, а почему итальянцы, я вот внимательно наблюдал, вообще не кричат на своих футболистов? Аплодируют, показывают, что, мол, хорошо сыграл, пас отдал или еще что-то. А наши тренеры бегают по бровке и кричат: давай, давай, давай!..

Или другой случай. Как-то мне Борис Петрович Игнатьев, который много работал в юношеском и молодежном футболе, рассказывал: проходил чемпионат мира по футболу среди юниоров, Голландия не вышла из группы в плей-офф. А консультировал ту команду знаменитый тренер Михелс. И после того поражения наши подошли к Михелсу и спросили: наверное, теперь тренера уберете? На что Михелс спокойно ответил: нет, у нас тренер профессиональный. Просто в этом возрасте в Голландии не хватает талантов...   

- А я вспоминаю другой рассказ Игнатьева. На одном из турниров голландские юноши 14-летнего возраста проиграли 0:5. Консультировал команду Круифф. И им тоже не важен был в данном случае результат. Интересовало другое: как играли, в какой футбол, есть ли талантливые ребята?

- Примеры очень похожие, не правда ли? А у нас частенько даже на уровне команд мастеров высшей лиги спрашиваешь: как игра? И слышишь в ответ: да игра придет, главное результат. А как придет игра? С чего? Вот сейчас вроде бы организовали хорошее дело: молодежный чемпионат. Я стараюсь смотреть очень много матчей. И, что вижу? Ребята необученные. Много бегают, много борются, а качества футбола нет. Недавно ездил в Питер посмотреть сборную России, заодно посетил Академию «Зенита». Все показали. УЕФА давал мастер-класс. И были упражнения 4 на 4, 5 на 5 со взятием ворот. Тренируются уже четвертый год, 17 летние футболисты. И я вижу, что они не готовы технически. Борьба, толкаются, а игры нет. А им по 17 лет! В Европе некоторые в таком возрасте уже в первые сборные привлекаются. Помните, я начал свой разговор с того, как Франц Беккенбауэр собрал ведущих футбольных специалистов Германии, ради того, чтобы написать программу развития детско-юношеского футбола. А эту программу вел Маттиас Заммер.

- Обладатель «Золотого мяча» лучшему футболисту Европы в 1996-м.

- Да. Он воспитанник ГДР.  И Заммер, конечно, был знаком с советской системой подготовки юных футболистов. Причем, если вы помните, у нас тогда были и успехи в юношеском, молодежном футболе… Думаю, что какие-то те наши наработки Заммеру и пригодились. Рома Шаронов, когда работал в академии «Рубина», ездил в Норвегию, Данию, Швецию, смотрел, как они там работают. И он заметил, что дети не занимаются упражнениями на координацию. Он спросил: почему? Ему ответили: это у нас еще все в школе проходят. А здесь мы даем техническую часть.

- Мы с вами все говорим про какой-то зарубежный опыт. Но ведь у нас в РФС есть комитет детско-юношеского футбола, кроме него - комитет программ развития футбола. Они тоже в состоянии решать какие-то серьезные вопросы воспитания юных талантов. Это сейчас очень важный вопрос в плане развития нашего футбола. Мы же в очевидном кризисе, на мой взгляд. И это падение может продолжаться…

- Комитет детско-юношеского футбола есть. Но там футбольных людей крайне мало. А возглавляет комитет – специалист в конькобежном спорте. Андрей Власов. Я его, честно говоря, не знаю. А у нас многие футбольные специалисты со знаниями вне комитета. Те, кто бы мог что-то дать детям. Из своего футбольного опыта. 

- Вы туда тоже не входите?

- Нет. Я знаю, что в комитете взяли на вооружение немецкую программу подготовки и много чего вырезали из нее. И, что вырезали? Техническую часть. Но не всегда ведь техника шлифуется в борьбе, так? Это не надо, то не надо, квадраты - в сторону. Вот почему я и говорю: управлять футболом должны те, кто играл в футбол. Приведу другой пример: Дания. Сейчас она была фаворитом нашей группы на европейском чемпионате. С чего там произошел такой заметный подъем в уровне игры национальной сборной? С того, что в свое время датчане решили коренным образом пересмотреть систему подготовки юных футболистов. Упор – на технику. Не буду вдаваться в подробности, а просто напомню: теперь они уверенно обыгрывают нас и на уровне молодежной сборной, и первой.

Недавно я прочитал воспоминания великого баскетболиста Джордана. И он пишет, что на каждой тренировке бросал без сопротивления по кольцу 500 раз с разных позиций. Чтобы понять траекторию мяча, с какой он чаще попадает в кольцо, как удобнее, откуда самому игроку делать бросок. Да, есть хорошие упражнения, которые даются детям и сейчас. Но ведь их надо подготовить. Или возьмите простое упражнение: кто больше набьет мячом?

- Мы в детстве на спор это делали: кто больше «начеканит»? Кто проигрывал, того в лучшем случае ставили в ворота…

- Так с этого футбол начинается. Это же не просто бесцельное подбрасывание мяча на ноге. Тут чувство мяча появляется в первую очередь. Работа голеностопа, координация… В технике столько нюансов! Вот приезжают наши методисты-тренеры в регионы, и они должны не только лекцию прочитать. Детям показать все надо. Как правильно обращаться с мячом, как правильно выполнить то или иное упражнение. Основной принцип какой: дети должны играть правильно. Технически верно. А иначе… Константин Иванович Бесков, Олег Иванович Романцев строили игру через квадраты. Но они все время подсказывали что-то, подправляли: правильно открылись, правильно приняли, отдали мяч... Да, техника закладывается очень рано, хотя в этом возрасте детская голова еще многое чего не воспринимает правильно. Но сам фундамент уже строится. И затем, пока футболист играет, он должен совершенствовать свою технику. В любом упражнении, помимо физики, тактики должна быть техника. Поэтому мы смотрим нашу сборную и видим: контроль мяча слабый, пас – брак… Все смотрим на количество пробеганий в сборной, тут мы чуть ли не на первом месте на Евро были. А, мяч-то где? Он сам по себе существует? Возьмите молодежную сборную, сравните ее с Данией, Францией… Кто у нас выделяется? Захарян, Марков, Тюкавин – это на нашем уровне. А потом мы приезжаем на чемпионат Европы – и все меняется.

Я не просто так приводил примеры зарубежных стран. Везде есть свой интересный опыт. Поэтому надо взять все лучшее у них и создать свою программу подготовки юных футболистов. Пора уже признать, что мы отстаем все дальше. Любую программу нельзя брать автоматически. Каждую необходимо внимательно изучить. Собрать группу специалистов, которая выезжает в регионы и на практике, на своем опыте все рассказывает и показывает.

- Никто не будет спорить, что игрок, пусть даже самый великий и тренер – это совершенно разные профессии. У нас было немало замечательных мастеров в футболе. Они бы могли начинать свою тренерскую карьеру, не пытаясь сразу устроиться в каком-то клубе Премьер-лиги. Начинать с обучения детей, с передачи им опыта. Но мы их в основном видим в роли экспертов в телевизионных программах. Хотя я понимаю: в работе с детьми нет ни престижа, ни денег. Большая ежедневная черновая работа, невидимая глазу миллионов болельщиков.

- Примеры хорошие есть. Радимов в «Зените – 2», Бушманов в «Спартаке -2»… Я не знаю их уровень занятости, но почему бы этих специалистов не взять в комиссию по развитию футбола, которая есть в РФС, которая бывала бы в регионах и передавала бы детям свои знания. А у нас все делается разрозненно. Тем более, если туда приезжают не футбольные люди… Ну, что они могут передать? Разве что, посмотреть, поруководить… Я понимаю, что управление футболом в такой большой стране дело очень серьезное. Но и знание деталей игры, умение передать свой опыт – дело еще более важное. Да, президент федерации, возможно, должен заниматься общими вопросами, в том числе финансовыми. Но его окружение обязано быть профессиональным, знающим футбольные проблемы. Я помню, какие грамотные специалисты были при Вячеславе Ивановиче Колоскове в бытность его работы в нашем футболе.

- У нас в регионах другая беда расползается: исчезают клубы, десятилетия игравшие в чемпионате страны – ПФЛ, ФНЛ… 

- Да, это, можно сказать, и драма, и трагедия. Восток уже весь пропал. Когда-то в чемпионате страны там играли несколько известных команд, а сейчас исчезло даже само понятие «зона Востока». А, если нет команды мастеров, нет и детского футбола. Они же взаимосвязаны. Кто будет заниматься детским футболом, кому там это нужно, если сами ребята не видят перед собой конкретную цель? Частные клубы в регионах не держатся, на бюджетные - денег нет. И как оттуда ждать каких-то новых талантливых ребят? Мы будем наблюдать уже не за талантами, а горько смотреть на «невспаханное поле». Камчатки нет, Сахалина нет, Благовещенска нет, Читы, Якутска… Понятно, что и детских школ уже нет. И никто их организовывать не будет, потому что у ребят нет никакой перспективы. Играть для здоровья, во дворе? Я не знаю, каким надо быть талантом, чтобы в таких условиях тебя кто-то заметил. Пока еще Урал не погиб, Красноярск, Новосибирск держатся. Но эта территория сужается с каждым годом. 

- Кстати, для тех, кто не знает или забыл, напомню, что вы с Олегом Романцевым вышли из красноярского футбола.

- Да, было дело. Знаете, мы же в детстве не только в футбол играли. Я сам занимался плаванием, легкой атлетикой, на лыжах бегал, в русский хоккей гонял. Помню тренер у нас был, выводил по субботам на лед в кедах, и мы в футбол играли. Зачем? Для отработки координации, точного паса. Дашь партнеру неточный пас – мяч улетает, никто тебя за это не похвалит. Когда Олег Иванович Романцев тренировал «Красную Пресню», там тогда еще Мостовой в составе был, мы приходили к ним зимой и на льду играли. Обыгрывали. Они на нас с Романцевым все удивлялись: что вы так хорошо на льду играете? (смеется).

- Сейчас вроде как опять о реформах говорят на достаточно высоком уровне.

- Надо не просто программы писать, а еще и конкретные дела делать. Строить тренировочные поля, находить тренеров, финансировать их работу. Никто же не хочет сейчас идти на нынешнюю зарплату. Мы сейчас куда больше агентам платим, на каких-то там непонятных зарубежных футболистов, которых привозят те же агенты, а клубы потом заключают с ними хорошие контракты. А тренерам, которые хотели бы работать с детьми – денег нет. Очевидный перекос. 

- Что же получается. Поле для поиска талантливых футболистов сужается, клубы пропадают. Откуда брать молодых игроков? В Красноярске как дела иду?

- Сибирь еще держится. В Красноярске школа неплохо работает. Но тоже… В хоккее с мячом Красноярска есть Сергей Иванович Ломанов. У «Енисея» традиционно уходят в другие клубы человек по пять-шесть, а то и более. Но растут новые талантливые поколения. Система работает. Ломанов уходил в Москву, в Кемерово и в красноярском хоккее все разваливалось. Вернулся, наладил школу, пригласил тренеров из тех, кто играл сам. Коноплев Юрий Владимирович создал футбольную школу, из стен академии его имени вышли многие известные игроки: Дзагоев, Зобнин, Кутепов… 

Есть какая еще проблема… Вот, допустим, выросла в ЦСКА неплохая молодежь. Они «выстрелили» в первый год, но потом-то должны дальше расти. А они затормозили. Могу назвать еще несколько фамилий из других клубов. Однако вопрос-то главный остается: будут ли они дальше прогрессировать? И тут очень многое зависит от игрока и тренера. Помню, как еще в ЦСКА на ту пору главный тренер Всеволод Михайлович Бобров по окончании сезона вызывает меня, еще достаточно молодого футболиста, и спрашивает: ну, как дела, доволен игрой? А я тогда уже успел и за сборную сыграть… И я отвечаю: ну, так, вроде бы неплохо сыграл. А он мне в ответ: на следующий год будешь так играть, в дубль сядешь… Вот вам и стимул. Останешься на том же уровне, тебя, как говорится, «схавают». Потому мы и думали: как оставаться на виду, что делать, как прибавить еще? Сейчас же «стрельнули» и – всё! Конечно, раньше не надо было отвлекаться на интернет, допустим, но у нас и таких зарплат, к слову, не было и близко.

- Посмотрите, что получается. Есть академии, есть даже вторые команды, которые должны поставлять воспитанников в свои клубы Премьер-лиги. Этакая пирамида роста. И на бумаге получается вроде бы все правильно. Тренеры, которые были в большом футболе, есть в этих академиях, зарплаты, надеюсь, неплохие... 

- Где-то есть, а вот на Урале, по сути, нет. Сейчас вот «ФК Урал» начинает что-то создавать. Строит академию на 150 человек. Поля вокруг. Регион-то большой и мальчишек можно найти, объявив набор. И клуб Премьер-лиги есть, который играет вполне неплохо. Но там надо всю инфраструктуру создавать. Где жить, к примеру, ребятам? Они же могут приехать из удаленных уголков Урала, а может и не только из этого региона. Григорий Викторович Иванов, наверное, один такой на весь Урал, который занимается столь серьезно и большим футболом, и мини-футболом. Стремится что-то создать. Сам играл и понимает, как и какую систему соорудить. Дмитрий Аленичев создал детскую академию футбола в Подмосковье, открывает все новые филиалы. Я помню, как Константин Иванович Бесков в свое время работал в московской ФШМ. И хорошо работал. Я сам люблю возиться с мальчишками. 

Как-то Олег Иванович Романцев посмотрел на мою работу и говорит: слушай, я бы не смог так (смеется). Я постоянно подсказывал, как правильно вести мяч, как принимать, как отдавать… Тяжелая работа, но мне она доставляла удовольствие. Помню, внимательно смотрел, когда мы жили на базе академии французского «Сент-Этьенна», смотрел, как работают 12-летние. Их всему учат. Как правильно ноги расставлять, как вести мяч, как правильно подходить к мячу… И тренер должен уметь все сам показать. Недавно я смотрел одну тренировку юных игроков у нас – все занимаются как попало. Кто-то пытается жонглировать, другие просто смотрят, стоят, что-то обсуждают. Я Мише Гершковичу говорю: смотри, ну, как они могут подготовиться, если никто, по сути, не работает как надо?..

Сейчас хотим поднять академию «Пюника» в Армении. Есть такой Вадим Визе. Он читает лекции в академии тренеров имени Бескова в Москве. Мы ездили недавно в Армению и там провели фестиваль футбольной техники. 180 ребят в нем участвовали! Все было проведено на высшем уровне. И главное, дети оказались очень заинтересованными. С таким удовольствием все делали – просто загляденье. Родители пришли. А у нас почему-то такого интереса нет. Почему – не знаю! Может быть этим организаторам у нас совет нужен. Но ведь никто не обращается. Ни ко мне, ни к моим опытным коллегам. И я сейчас не о деньгах говорю, а о советах. Я занимаюсь постановкой техники, глубоко знаю, как выстроить все обучение. Надо уметь работать с мячом. Правильно, быстро. А потом уже игра ставится.

- Бей вперед, игра придет… Зачем техника? Вы посмотрите на то количество ошибок, которое у нас делают в игре мастера-профессионалы. В российском чемпионате вроде бы все проходит, а на чемпионате Европы – другой уровень сопротивления - и всё! Ошибки, ошибки…

- У нас тренеры многие так говорят: сначала занимаемся физикой, потом тактикой… Да, всё это нужно. И физику заложить, и тактику разъяснить. А, кто будет технику отрабатывать? Потенциал-то есть у игроков. И, что? Вы посмотрите, как далеко прошла на чемпионате Европы та же Швейцария. Почему? Потому что обученная команда. И сколько там народу живет в этой стране – не столь важно. А финны, которых у нас нередко «лыжниками» называют? Мы уже и с ними тяжело играем. Я уж про Данию и Швецию не говорю… В 2014 году в Сочи проходило совещание европейских тренеров, и технический директор сборных Австрии делал презентацию. Он показал, как «Бавария» играет в квадрате 4 на 4. И затем показал то же самое на примере 12-летних австрийских мальчишках. Отличить невозможно (смеется)… И там качество, и здесь качество. 

Тяжело разговаривать с людьми, которые не разбираются в футболе. Нельзя, допустим, слепо копировать зарубежные программы. Те же немцы постоянно что-то в них добавляют, что-то меняют. По большому счету все программы одинаковые. Что их объединяет, так это подготовка футболистов высокого уровня. А меня знаете, что беспокоит сейчас больше всего? То, что мы говорим, говорим, а пройдет какое-то время и мы забудем этот чемпионат Европы и наше неудачное выступление.

- У футбола своя цикличность. Забудем чемпионат Европы, начнется отбор на чемпионат мира. С чего мы там должны выступить лучше? У меня ощущение, что пока вообще никто не понимает, с какой командой, каким тренером мы должны идти к этому турниру.

- Это тоже верно. Вот потому душа и болит. Надо же что-то делать, иначе нас так и будут все обходить. Нужна государственная программа. И она должна быть обсуждена, а потом введена в практику. Может быть тогда что-то двинется с места. Иначе наше падение в футболе продолжится. 


  


chevron_leftВозврат к списку